ГЕОРГ   ВИЛЬГЕЛЬМ  ФРИДРИХ  ГЕГЕЛЬ

ЦИТАТЫ

ТЕКСТЫ

  САЙТЫ

работа Л. Белых

Несчастное сознание есть трагическая судьба достоверности себя самого. Оно есть сознание потери всей существенности и в этой достоверности себя и потери именно этого знания о себе, - потери субстанции, как и самости; оно есть скорбь, которая выражается в жестоких словах, что Бог умер.
   Время есть само понятие, которое налично есть и представляется сознанию как пустое созерцание; в силу этого дух необходимо является во времени, и является до тех пор во времени, пока не постигает свое чистое понятие, то есть пока не уничтожает время. Время есть внешняя, созерцаемая, чистая самость, не постигнутая самостью, то есть лишь созерцаемое понятие; когда последнее постигает само себя, оно снимает свою временную форму, постигает созерцание в понятии и есть созерцание постигнутое и постигающее в понятии. - Время поэтому выступает как судьба и необходимость духа, который незавершен внутри себя, как необходимость обогатить долю, которую самосознание имеет в сознании, привести в движение непосредственность того, что в себе, - форму в которой субстанция имеется в сознании, - или наоборот, если то, что в себе, понимается как "внутреннее", реализовать и сделать предметом откровения, то, что есть лишь внутреннее, то есть присвоить его для достоверности себя самого.

Смерть Бога мы находим как нечто присущее ему самому таким образом, что отрицание имманентно его сущности, ему самому, и тем самым этот Бог  именно и охарактеризован существенно как субъект. Субъект он потому, что в нем возникает это инобытие и посредством отрицания самого себя возвращается к себе, создает себя. На первый взгляд эта смерть кажется чем-то недостойным; по нашим представлениям, смертность есть участь конечного, и в соответствии с этим представлением смерть, если она связывается с Богом, есть лишь перенесение на него определения из сферы несоразмерного ему конечного; следовательно, при таком определении Бог не познается истинно, он как бы ухудшается определением  отрицания. Этому утверждению смерти божественного противостоит то требование, что Бог должен быть постигнут как высшая сущность, тождественная только самому себе и это представление считается самым высшим и достойным - дух лишь в последнюю очередь достигает его. Если Бог постигается указанным способом как высшее существо, то он лишается всякого содержания - это самое ничтожное и очень старое представление.
   Момент отрицания здесь, следовательно, имманентен божественному понятию, так как он существенно присущ его явлению. В других религиях сущность Бога определяется, как мы видели, только как абстрактное в-самом-себе-бытие, абсолютная субстанциональность его самого, здесь смерть не относится к субстанции, она считается лишь внешней формой, в которой Бог являет себя; совсем иное, если эта смерть есть нечто происходящее с самим Богом, а не только с индивидуумом, в котором он воплотился. В этом определении, следовательно, выступает сущность Бога.
   Непосредственный Бог не есть Бог. Дух есть лишь то, что свободно в себе самом посредством себя самого полагает самого себя. Тогда он содержит момент отрицания. Отрицание отрицания есть возвращение в себя, и дух есть вечное возвращение в себя. На этой ступени примирение происходит следующим образом: зло, смерть представляется преодоленным, тем самым Бог возрожден, и в своем вечном возвращении к себе он есть дух.  


ТЕКСТЫ


ОСНОВНЫЕ  САЙТЫ

ПРОЕКТ   ГУТЕНБЕРГ

ПРОЕКТ  ИДЕАЛИЗМ

The Hegel Society of Great Britain
Hegel Texts Online (J. Carl Mickelsen)

Resources for Studying Hegel's Phenomenology of Spirit
McTaggart's Studies in the Hegelian Dialectic (1896)
Resources on hegel.net.

John McTaggart Studies in the Hegelian Dialectic
Josiah Royce's "The Hegelian Theory of Universals"
Paul Trejo's "Was Hegel a Christian or an Atheist?"
Paul Trejo's Summary of Hegel's Philosophy of Mind
The Hegel Entry in the Stanford Encyclopedia of Philosophy (Paul Redding)
A lecture on "Hegel's Logic of Desire"
Hegel by Hypertext
Hegel:  Philosophy and History as Theology
A Brief Hegel Biography
Paul Ashton's Hegel Dictionary/Glossary and Hegel Page
Christensson's Guide to Philosophy (Contains a Hegel Entry)
Introductions

An Introduction with Quotes and Links

A Hegel site in Finland
French Hegel Site
  Refoulement de l'hegelianisme et incomprehension du marxisme en Belgique au 19иme siecle


Hegel Resources in German

Kais Hegel-Werkstatt
The German text of Phenomenologie des Geistes
Meiner Publisher's List of available volumes of the academic edition of Hegel's works
Logik und Metaphysik (Leo Hemetsberger)
Dialektik - die Kunst der Gespruchsfuhrung und des Lebens (Annette Schlemm)
Edward Schramm's Hegel site

Italian Hegel Resource
A Hegel Resource in Esperanto
Marx' and Engels' Writings
Walter Benjamin Research Syndicate


 

Круг чтения в алфавитном порядке

  © 2002 - 2005* vispir^DESIGN * All Rights Reserved.
Hosted by uCoz