3. ДЕЛЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
В СООТВЕТСТВИИ С
ПОНЯТИЕМ АБСОЛЮТНОГО ДУХА (ДЕЛЕНИЕ
СОГЛАСНО ЭТОМ'
ПРИНЦИПУ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА И ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИИ)
Итак, мы выше рассмотрели противоречия
философии ис-
тории Гегеля и обнаружили, что они
оказываются объективны-
ми для Гегеля - он по объективным причинам
не может рас-
смотреть исторический момент своей
собственной системы или,
другими словами, судьбу своей собственной
философии, хотя,
как мы видели, ему в общих чертах было ясно в
каком направле-
нии будут развиваться события.
Все содержание предыдущих глав было
посвящено как раз
тому, чтобы показать, как философия Гегеля
изживает свою
судьбу, как третий момент абсолютного духа
развивает свою
объективность. И мы видели, как развитие
этой объективности
формы философского разума оказалось тесно
связанной с исто-
рией коммунистической идеологии.
Учитывая теперь тот факт, что третий момент
абсолютно-
го духа - философский - уже имеет в лице
истории коммунизма
свое объективное, историческое бытие, мы
можем и должны дать
более строгое деление всемирной истории,
чем это был в состо-
янии сделать Гегель. Мы должны здесь
проявить большую „свя-
тость", чем сам „папа Римский", т.е.,
приложить более последо-
вательно принцип философии Гегеля, чем это
сделал он сам.
Необходимо отбросить, как
несоответствующий философии и
принцип аналогии с возрастами человека, и
принцип расчлене-
ния истории на основе развития политико-правовых
форм. В
основу деления всемирной истории должен
быть положено по-
нятие абсолютного духа. И в соответствии с
последним всемир-
ная история совсем ясно делится на:
1. Древний Восток и Античность - период
раскрытия разу-
ма в форме искусства;
2. Христианская история - период раскрытия
разума в фор-
ме религиозного представления;
234
3. Коммунистический период мировой истории -
раскры-
тие разума в его чистой, научно-философской
форме (только в
моменте объективности);*
Древний Восток должен быть исключен в
качестве самос-
тоятельного момента всемирной истории, т.к.,
этот период есть
существование духа еще в неразумном, до-разумном
виде. Восток
должен браться как прелюдия к становлению
прекрасного Гре-
ческого духа. Искусство, как мы знаем,
характеризуется именно
тем, что духовное, всеобщее содержание
выражает себя в еди-
ничной форме. Сама единичная форма
искусства, следовательно,
требует от нас того, чтобы принцип
художественного разума был
реализован в духе только одного народа, а не
нескольких и этот
народ - греческий.
Принцип религиозности, будучи со стороны
формы более
всеобщим, уже справляется с единичностью
созерцания, перехо-
дя к особенности представления. Эта
особенность определяет и
его историческую манифестацию.
Христианская религия раск-
рывает себя в истории как история
нескольких особенных наро-
дов - преимущественно западноевропейских.
Философский
принцип всеобщ по своей форме и по своему
содержанию. Именно эта всеобщность формы
определяет то, что
и в своем историческом бытии он
манифестирует себя как ми-
ровая коллизия. Коммунизм затрагивает, в
той или иной степени,
почти все цивилизованные народы и
провоцирует конфликт не
--------------------
* Думается, что нет необходимости
доказывать, что в коммунистической истории
философская форма раскрывает себя
исключительно со стороны объективной, т.е.,
внешней. Коммунистическому сознанию, т.о.,
не достает самого главного - самого момента
абсолютности. Т.е., на коммунистической
почве мы уже находим философский разум - мы
видим как поклоняются Гегелю, диалектике,
философии вообще большевики, но дать что
либо
большее, чем поклонение, дать само
понимание того, чему поклоняются,
большевики не в состоянии. И мы видели, как
понимание появляется аж в 70-80-х годах в
деятельности Линькова. философский разум, т.о.,
есть скрытая
движущая сила коммунизма и всей этой эпохи,
но для самой этой эпохи ее
истинный смысл остается недоступным.
Именно в этом проявляется только
объективный характер развития философии.
Ей недостает момента субъективности, т.е.
понимания. Философский разум присутствует
как некий чувственно данный предмет - „объект".
235
локального, а мирового масштаба, нашедший
выражение в двух
мировых войнах.
Здесь уместно добавить, что, поскольку в
коммунистичес-
кую эпоху свою тотальность развивает
философский момент,
то, естественно, что два остальных момента
абсолютного духа -
искусство и религия - оказываются им
первоначально подавлены.
Внося коррекцию в деление всемирно-исторического
мате-
риала в соответствии с развитием самого
понятия, т.е., прида-
вая этому материалу еще более „гегелевский"
вид, чем эта был
по историческим обстоятельствам в
состоянии сделать сам
Гегель, необходимо сказать, что и другие
особенные сферы фи-
лософской системы, связанные с историей,
теперь также могут
быть расчленены более разумно, чем у Гегеля.
Так, например,
философия искусства более логично делится
на:
1.Искусство в определенности самого
искусства (здесь
должны рассматриваться древневосточное и
античное искусство
или символическая и классическая форма
искусства);
2. Искусство в определенности религии. (Христианское
ис-
кусство или романтическая форма);
3. Искусство в сфере определенности
философского разума.
(Здесь необходимо рассматривать все
современное искусство,
которое лишившись религиозного содержания,
вырождается в
формализм, натурализм и промышленный
дизайн. Как идейно
насыщенное здесь может рассматриваться
только коммунисти-
ческое и нацистское искусство.)
Тот же самый принцип необходимо приложить и
к истории
философии. У Гегеля история философии
делится на: Греческую
философию; философию Средневековья; Новую
философию.
.Именно здесь мы видим, как Гегель вмещает
раскрытие разума
в его чистом философском виде в рамки самой
христианской
эпохи, деля последнюю на Средневековье и
Новое время. Но это
деление нужно признать историческим,
которое было оправда-
но только в его время. Логическое,
философское деление должно
состоять в следующем:
1. философия в определенности формы
искусства - Гречес-
кая философия;
2. философия в определенности религиозной
формы:
а) философия в чистой религиозной
определенности - фи-
лософия Средневековья;
б) философия в процессе снятия формы
религии и перехода
к собственной определенности - философия
Ренессанса
и Нового времени. (От Декарта до Юма);
3. философия в своей собственной
определенности или в
определениях разума:
а) Историческое возникновение разумной
формы ( Кант-
Фихте-Шеллинг);
б) философско-разумная форма в ее чистоте и
необходи-
мости (всеобщность мышления как научной
системы:
Гегель);
в) Систематическая форма знающего себя
разума в момен-
те объективности;
аа) Система абсолютного идеализма в рамках
марк-
систской идеологии;
бб) Реакция на систему абсолютного
идеализма со сто-
роны христианского сознания, выраженная в
ирра-
ционалистических формах философии и
позитивист-
ских учениях - вся, так называемая, „современная
западная философия". (Сюда же нужно
отнести и
представителей русской религиозной
философии).
При рассмотрении всех этих современных
течений
самым существенным является показ того, как
ир-
рационализирующий и позитивистский
рассудок со-
держит в себе истинные разумные
определения и
как он движется к снятию своей
ограниченности.
vispir^press
2003
PETROPOLIS
|