III. ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ В МОМЕНТЕ
АБСОЛЮТНОСТИ
(Разумное, научно-философское
отношение к Гегелю)
1. СООБРАЖЕНИЕ А.КОЖЕВА О
ЗНАЧЕНИИ СОВЕТСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ
В 1929 году, в газете „Евразия"
(№ 16, Париж, 9.III.) А.
Кожевников, известный более под
именем А.Кожев, опублико-
вал статью „философия и В.К.П:".
В ней он высказал довольно
необычный для эмигрантских
философских кругов взгляд. В то
время как основная масса
работающих за рубежом русских
мыслителей оплакивала участь
русской философской мысли, по-
павшей под пресс
коммунистической идеологии, - „советская
философия есть „система
удушения свободной мысли" (Зеньков
ский*); „СССР управляется
властью, которая подавляет всякое
свободное исследование" (Лосский**),
- Кожев осмелился ут-
верждать, что коммунизм
работает не во вред, а на пользу рус-
ского философского мышления.
Эту пользу он усматривает в
том, что большевики, отрывая
Россию от современной фило-
софской жизни, тем самым
освобождают русское мышление от
духовного влияния западной
мысли, которое проявило себя во
всех предшествующих русских
философских построениях. С по-
мощью этой самоизоляции
создаются предпосылки для будуще-
го самостоятельного
философского творчества.
Запрещение всего
многообразия философских
мнений, по Кожеву, нужно рассмат-
ривать как свидетельство
ненужности этих философий для дан-
ного момента духовного
развития России: „У нас гораздо
мень-
ше шансов ошибиться, если,
исходя из факта запрещения ка-
кой-либо философской системы,
мы будем утверждать не лож-
ность этого запрещения, а
ненужность этой системы для данно-
го момента культурной жизни
народов Советского Союза" .***
Кожев пришел к этому смелому
выводу о „ненужности" для
России запрещенных коммунизмом
систем потому, что сам он
пришел к убеждению, что все
необходимые философские цен-
ности собраны в системе Гегеля:
„...Только в гегелевский систе-
ме совершенным, исчерпывающим
образом реализован „телос"
всего историко-философского
процесса, достигнута искомая все-
ми философами, начиная с фалеса,
мудрость как дискурсивное
представление Абсолюта...
Истинное понимание Абсолюта... мы
находим только у Гегеля" .****
„После Гегеля в философии нас-
тупил застой". * * * * *
„Именно исходя из этой
убежденности, что философия
Гегеля является на настоящий
момент единственной необходи-
мой формой познания предмета
философии, Кожев пришел к
* Зеньковский, В.В. История
русской философии в 2 т. - Париж, 1950,
т. 2, стр. 289.
** Лосский, Н.О. История русской
философии. - М., 1991, стр. 440.
*** Кожевников, А. философия и В.К.П.
II Вопросы философии, 1992,
№2, стр.73.
ко всецело свободной форме
разума определенного в себе са-
мом и через себя самого.
Выше мы уже видели, как эта,
отмеченная нами вслед за
Кожевым, внешняя форма
удерживания русского духа в рамках
системы абсолютного идеализма
проявила себя далее в том, что
первые зачатки философского
творчества, развившиеся в рам-
ках самого марксизма, имели
своей внутренней причиной прин-
цип чистого, логического
мышления, содержащийся в филосо-
фии Гегеля. Про-гегелевский
характер советской философии да-
лее проявляет себя в том, что
почти каждый советский автор,
имеющий хотя бы отдаленное
отношение к философии, считает
своим долгом высказаться о
Гегеле. Период „оттепели" сразу
же дает нам резкое возрастание
интереса к Гегелю. В книге
В.Шинкарука: „Логика,
Диалектика и теория познания Гегеля",
Киев., 1964, мы находим резкое
осуждение отношения к Гегелю
Сталина: „При выполнении
советскими философами задачи
дальнейшей разработки
диалектики большую отрицательную
роль сыграл Сталин, его весьма
отличающееся от ленинского
отношение к Гегелю и его
диалектике ...Сталин в противовес
Ленину культивировал однобокое,
преимущественно отрицатель-
ное отношение к Гегелю и его
диалектике...". В короткий срок
выходят книги:
М.М.Розенталь. Принципы
диалектической логики. М.,1960;
П.В.Копнин. Диалектика как
логика. Киев. 1961;
А.И-Алексеев. Диалектическая
логика. М.,1960;
В.И.Черкесов.
Материалистическая диалектика как
логика
и теория познания. МГУ., 1962;
Б.М.Кедров. Единство диалектики,
логики и теории по-
знания. М.,1963.).
Вопросы философии Гегеля
рассматриваются в сборнике:
Диалектика и логика, формы
мышления. М.,1962, где публику-
ют свои статьи М.Мамардашвили, Б.Грушин,
А.Зиновьев;
Чуть раньше выходит книга: К.С.Бакрадзе.
Система и ме-
тод философии Гегеля. Тбилиси.
1958; В.Ф.Асмус пишет статью
„Вопрос о непосредственном
знании в философии Гегеля" (Воп-
росы философии, 1962, №9), в одном
из номеров за этот же год
Ильенков публикует статью об
эстетике Гегеля и т.д., и т.п.
Быстрота, с которой появились
все эти книги и статьи, свиде-
тельствует о том, что Гегель
изучался задолго до того, как пре-
доставилась возможность
публикации этих работ.
Через два десятилетия масштаб
литературы о Гегеле воз-
рос многократно (См., наприм.,
Советская литература о Гегеле
(1970-1979): Библиогр. список. М., 1980.).
О Гегеле пишут: А.
Володин, А. Гулыга, М. Киссель, В.
Малинин, В. Нерсесянц, А.
Богомолов, В. Погосян, П.Гайденко,
Ю.Давыдов, Д.Ерыгин, В.
Кохановский, В. Лекторский, Ю-
Мельвиль, И. Нарский, Т.
Ойзерман, Э. Соловьев, Н.
Мотрошилова и это только широко
известные, утвердившиеся имена.
Без преувеличения можно
сказать, что в этот период в России
сформировались предпосылки
широкого серьезного историко-
философского изучения Гегеля.
Хотя все из перечисленных ав-
торов пишут о Гегеле, не выходя
из рамок марксистского толко-
вания Гегеля, большая часть из
пишущих находит удовлетворе-
ние в работе с самим историко-философским
материалом, иде-
ологические оценки часто (но не
всегда) имеют чисто внешний
характер. Масштаб этого
советского „гегелеведения", т.о.,
не мо-
жет не впечатлить. Можно
сказать, что „мировой дух" достиг
своей цели - философия
абсолютного идеализма была с неви-
данной мощью и широтой захвата
брошена в пределы необъят-
ного СССР, включая и его
азиатскую часть - мы видим, как в
советской философии
значительных результатов
добиваются
выходцы из южных республик. „Мировой
дух", т.о., сделал свое
дело. Удерживать насильно
сознание Восточной Европы и час-
ти Азии в рамках „гегелевской
парадигмы" уже нет необходи-
мости. Теперь необходима
свободная, творческая рефлексия по
поводу того философского опыта,
который Россия приобрела в
рамках коммунистической
идеологии. Коммунизм, т.о., стал из-
лишен, и нельзя сказать, что он
сам этого не почувствовал. Сопро-
тивление коммунизма, как бы его
ни преувеличивали „борцы за
демократию", было не столь уж
велико. Коммунистическая иде-
ология изжила себя духовно. Она
поняла несоответствие несво-
бодной формы своей рефлексии
своему внутреннему содержа-
нию и поэтому пала, оставив
после себя, как мы уже отметили,
колоссальное количество
философских работ о самом Гегеле и
про-гегелевской ориентации. „Мавр",
т.о., сделал свое дело.
Однако, присматриваясь к этим
результатам советского гегеле-
ведения, мы все же должны
сказать, что при всех его достоинс-
твах, отношение к Гегелю у всех
вышеперечисленных авторов и
им подобных остается с точки
зрения самой философии неудов-
летворительным. С одной стороны,
эта неудовлетворительность
проявляется в том, что даже в
работах, где авторам удается из-
бежать грубой идеологизации,
все же в итоге принимаются оцен-
ки Гегеля данные Марксом и
Энгельсом. А, с другой стороны,
там, где пытаются избежать и
этого, мышление уходит просто
в позитивное изложение Гегеля -
подробное, изящное, талантли-
вое, но чисто внешнее. И то и
другое является отношением
рассудка. В первом случае все
еще стоящего в рамках хотя и во
многом верных, но случайно
данных философских воззрений
Маркса-Энгельса-Ленина, а, во
втором, - в рамках историко-
позитивных, которые от того, что
максимально разграничили
себя от идеологии марксизма,
ничуть не стали более философски-
ми. И даже, может быть, стали
менее философскими, ибо в рам-
ках марксизма все же намечена
оценка Гегеля как необходимой
формы мысли, тогда как мышление,
расставшееся с марксизмом,
дает нам отношение к Гегелю уже
всецело со случайных позиций,
его рассматривают как одного из
многих других представите-
лей „западной философии".
При этом пишущие о Гегеле „мак-
симально объективно", как
правило, отдают свои субъективн-
ые симпатии каким-либо другим
философским направлениям,
преимущественно из области
современной западной философии,
или же русской религиозной. Это
внешне неидеологическое от-
ношение к Гегелю выдается за
истинно философское. Но оно не
является таковым, ибо из власти
марксистской идеологии оно
попадает в область
общекультурной идеологии, которая
также
не является философией, ибо не
дает ответа на вопрос: какова
же сама по себе необходимая
форма философии и свободы?
Т.о., в рамках того широкого
обращения к Гегелю, которое
мы отметили, мы находим только
чисто внешнее, отчасти идео-
логизированное, отчасти
общеобразовательное его изучение.
Даже у мыслителей того
направления, которое заложило
основы
духовной философской автономии
в СССР, у отмеченных нами
Ильенкова, Мамардашвили, чье
развитие начинается также от
Гегеля (а у Ильенкова и
продолжается), мы не найдем позиции
философского разума в его
принципиальной чистоте. И для
Мамардашвили, и для Ильенкова „диалектическое
мышление"
является только формой (не
случайно оппозиция этого поколе-
ния догматизму началась с „гносеологических
тезисов"). Ни один
ни другой не в состоянии стать
на точку зрения спекулятивного
мышления как всеобщего.
Рассудочный момент созерцания, пред-
ставления ими удерживается как
совершенно необходимый.
Мышление для них не является
всеобщей субстанцией, имеющей
всеобще-необходимую форму.
Выступая против догматизма мар-
ксизма вообще, в вопросе
признания „объективной реальности,
независимой от мышления", они
остаются вполне последова-
тельными марксистами: „Хотя
Гегель и начал содержательный
анализ мышления, логических
связей и создал этим эпоху в ис-
тории логики, содержание форм
познания понимается им толь-
ко в связи с определенными
условиями мышления. Его
объективный, независимый от
мышления контекст Гегелем пол-
ностью исключается..." (Мамардашвили).
*
Для Ильенкова мышление также
есть только человеческое ,
мышление, которому
противостоит внешний мир: „Мышление,
таким образом, превращается в
единственно активную и творя-
щую „силу", а внешний мир - в
поле ее применения ...Мышле-
ние есть, существует, -
утверждает Гегель, - и спрашивать о
его
возникновении из чего-то
другого - значит задаваться
праздным
вопросом ...Логика и есть
самосознание этого ниоткуда и ни-
когда не возникавшего „творческого
начала"... В человеке сия
„творческая сила" лишь
обнаруживает, опредмечивает, отчуж-
дает себя, чтобы затем в логике -
познать самое себя как тако-
вую, как всеобщую творческую
силу. Т.о., в виде логики, опреде-
ляемой как система вечных и
абсолютных схем всякой творчес-
кой деятельности, Гегель и
обожествляет реальное человеческое
мышление, его логические формы
и закономерности". **
Т.о., при всех выдающихся
заслугах этих двух мыслителей в
отстаивании права философской
свободы в России, их созна-
тельная философская позиция
является отношением сознания
к разуму, а не разума к разуму.
Заслугой Ильенкова является то,
что он пытался удержать свое
мышление в рамках „диалекти-
ки", настаивал на
необходимости этой формы мысли.
Если
Ильенкову не удалось стать на
точку зрения разума, как необхо-
димого в себе самом, то в еще
меньшей степени это удалось
другим получившим широкую
известность советским филосо-
фам. Тем не менее уже в
советскую эпоху мы сталкиваемся с
точкой зрения философского
разума в его чистоте и
необходимости.
* Мамардашвили, М.К. формы и
содержание мышления. К критике
гегелевского учения о формах
познания. - М.,1968, стр.188.
** Ильенков, Э.В. - Диалектическая
логика. - М., 1984, стр.155-156.
|