12. XII. 1986
В прошлый раз мы рассмотрели с вами всеобщность в механической
форме материи - это первый момент в механической
форме материи. Этот момент и составляет наибольшую трудность,
т.к. здесь самые тощие определенности.
Гегель не придерживается здесь каких либо рассудочных методов познания, а идет диалектическим рассмотрением предмета,
а это и вызывает затруднения. Эмпирический метод начал бы с простого,
эмпирически определенного, и
фиксировал бы разные абстрактно определенные элементы. Имея дело с природой и временем
такой метод за ними ничего не видит, не
ожидает, что в этих простых определениях
присутствует, выступает и определяет себя
всеобщее единство бытия и мышления.
Его здесь не видно и создается мистический привкус перехода от пространства к времени и т. д.
- но это не мистические переходы, а диалектический процесс. Это в качестве общего замечания.
Наш рассудок очень хотел бы
всеобщее иметь в конце как самостоятельно существующее,
или в качестве самостоятельной предпосылки,
но такого всеобщего нет. Поэтому если хотим иметь дело с всеобщим,
то должны были рассмотреть сначала само это
всеобщее, а затем перейти к особенному самого этого всеобщего. В природе мы и имеем дело с
особенной формацией развития всеобщего. Вся природа в целом - одна из двух
особенностей развития всеобщего. Поэтому
ясно, что здесь нельзя искать чистоты всеобщего единства природы и духа
- всеобщего в чистом виде здесь нет. Если мы
хотим удержать всеобщее в его собственной
форме и развитии, то мы должны быть или после
природы и духа, или до - в логике. Мы теперь не
можем из природы вычленить всеобщее,
что бы выяснить, что в ней всеобщее, что
особенное. Если бы мы пошли на это абстрагирование по выделению всеобщего из диалектического
процесса природы, мы сразу простились бы с диалектическим процессом природы и с конкретностью всеобщего.
Всеобщее в природе присутствует в собственной определенности самой природы. Если это
усвоить - дальше пойдет легче. Мы получили с вами,
что материя есть снятие движения. В исходном пункте мы имели
всеобщность чувственной природы - она обнаружила двоякую фору
- пространство и время Пространство выступает как положительное абстрактное
всеобщее, время - отрицательное
всеобщее природы. То, что Гегеля называет вне себя бытие,
внеположность, означает здееь, что природа в своем бытие прежде всего выступает в форме внешности,
где все разрозненно, многообразно, существуют друг возле друга и равнодушно, рядоположенно, связано
чисто внешним образом.
Природа абстрактной
всеобщности такова, что ее нельзя удержать в одном из двух определений. В сфере чувственного
бытия мы знаем, что там вначале бытие выступает как утвердительно
всеобщее, то есть непосредственно, но тут же обнаруживается,
что чистое бытие как утвердительное сразу переходит в противоположность - ничто. Значит абстрактная всеобщность внешности природы потому и выступает в противоположной непосредственно двойственной форме,
что это лишь абстракция всеобщности. Это происходит и с взаимопереходом пространство и время, когда они достигают полной определенности. Место и есть концентрированная форма пространства,
которое снимает себя как пространство и
переходит во время. Но и время здесь таково,
что снимает себя как время и полагает как пространство. Место
- это первое непосредственнее тождество пространства и времени,
а значит и отрицание пространства и времени. Но место оказывается тождественным себе и внешне. Развертывание противоречия места и есть движение, но в развертывании противоречия осуществляется и выявление единства,
а это выступившее единство и есть материя. Движение есть постоянный взаимопереход пространства и времени,
а материя - снятое единство, покоящееся тождество пространства и времени. Значит Гегеля прав,
говоря, что материя есть первое непосредственное единство
пространства и времени. Материя и есть первая реальность пространства,
времени, движения - то есть первое настоящее для себя бытие,
обладающее устойчивостью существования. То есть снятие движения дает движение в моменте тождества,
в моменте наличного бытия, но это и есть материя. И мы получаем простейшее
- материя своими простейшими
формами имеет пространство, время и движение.
Она выступила первой реальностью этих форм,
и впервые обнаруживается что пространство,
время и движение являются ее формами.
Рассматривая материю иначе мы не получим что пространство,
время и движение действительные формы, способы самой материи,
а мы получили что они являются формами реальной материи.
Мы получили самоопределение всеобщего в
особенном, это есть настоящая
особенность всеобщего. С материи начинается настоящая
особенность сферы всеобщего в механическом движении природы. Что же представляет собой материя более глубже. Как покоящееся тождество пространства и времени она есть для себя
бытие - и в этом утвердительное. Но мы имеем материю как снятие движения,
значит отрицательный момент не пропал,
а присутствует в этой тождественной для себя материи. И оказывается,
что хотя материя и тождественна себе,
но вследствие этой отрицательности,
как говорит Гегель, материя сама отталкивает от себя,
и вследствие отталкивания имеем полагание многих частей материи
- то есть полагается прерывность. Но поскольку мы находимся еще в механической форме материи,
качество еще не уместно здесь. Для механической формы безразлична качественная форма,
она не принимает здесь участия, она здесь случайна,
акцидентальна и еще не выступила, т.к. мы установили,
что в природе выступает первой количественное определение. По пытки установить какое-то специфическое различие частей материи бесполезно,
эти части ничем кроме количественной природы,
не отличаются. Но в исходе мы имели отрицательное отношение для себя бытие материи,
но выступили сейчас многие части и они отрицают самих себя,
то есть происходит отталкивание от
отталкивания, но это и дает притяжение.
Гегель как философ и обнаруживает гениальность в этом пункте,
что не следует традиции, когда из положительного выводили отрицательнее. Он из отрицательного выводит положительное и это есть сознательное следование тому,
что абсолютная отрицательность есть закон всего сущего. Поэтому не сущее,
не утвердительное, не положительное является исходным,
а абсолютная отрицательность - все результат этой отрицательности. Все представляет собой диалектический процесс отрицательности,
она порождает и уничтожает, сохраняя себя в
этом процессе. Материя существует
в двух своих моментах - отталкивании
и притяжении, в прерывности и непрерывности.
Но этого мало, раз отталкивание приводит к притяжению
и наоборот, то должно быть единство их,
то есть должно выступить то утвердительное,
во что разрешает себя этот переход, так как он тавтологический процесс без определенности,
а не развитие. Но поскольку сама отрицательность материи развертывается вследствие наличия в ней положительности,
для себя бытия - бытие оказалось видимостью. Значит здесь нет ни чистой формы отталкивания или притяжения
- они заражены своей противоположностью,
а это значит что их
взаимопереход не может оказаться бесконечным
и должно выступить единство. Значит третий момент
материи и есть единство притяжения и отталкивания. Единство должно быть отличающимся от притяжения и отталкивания,
но пока процесс перехода обладает непосредственностью
и в непосредственности самой материи единства еще нет. Значит единства должно быть нематериальным.
Гегель называет это тяжестью, центром.
В процессе взаимоперехода притяжения и отталкивания материя ищет свой центр
- тяжесть и центр разное. То, к чему стремится процесс перехода отталкивания и
притяжения это стремление к
единству, которое и должно преодолеть и соединить притяжение и отталкивания в одном. Но сущность материи
- тяжесть, это первое непосредственное определение единства
притяжения и отталкивания материи. Тяжесть как непосредственное единство притяжения и отталкивания
оказывается равнодушной к моментам притяжения и отталкивания,
прерывности и непрерывности. Тяжесть есть снятие притяжения и отталкивания,
а центр есть снятие множества материи в единство и он вне материи. Тяжесть есть предпосылка стремления материи к центру вне себя. Материя ищет единства не в себе,
а вне, т.к. развитое единство притяжения и отталкивания не может находиться в непосредственном переходе. Это единство должно быть опосредствованным и поэтому выходящим за пределы самой материи.
Но если материя достигнет этого центра вне себя,
то она превратится в абстрактную точку,
но этого не происходит потому, что наряду с притяжением,
есть и момент отталкивания. Притяжение не дает материи стать расщепленной множественностью,
т к. это было бы множество абстрактных точек,
а поскольку они не отличимы друг от друга,
то мы имели бы туже абстрактную точку. Значит притяжение и отталкивание не дают материи исчезнуть, превратиться в абстрактную точку,
а удерживают в определенности себе самой,
в достижении определенности. То, к чему стремится материя вне себя
есть явления конкретности материи в ней самой.
Мы уже установили, что материя есть снятие движения -
снятие процесса перехода
пространства и времени. Достигнуто непосредственное
тождество пространства и времени - покой. В таком случае что есть та материя,
которая возникает благодаря отрицательности и
развитии отрицательности в ней самой,
то есть как множественность, прерывность. Эта материя и оказывается массой,
то есть снятое движение есть масса, тело. Мало того,
что материя возникла как снятие взаимоперехода пространства и времени
- вследствие этого отрицания она и стала равнодушной к пространству и времени. Тело оказывается
причастно к пространству и времени,
а с другой стороны, отличающееся от
пространства и времени Поэтому тело есть реальная форма пространства и времени,
но это и есть инертная материя.
Пока мы рассматривали тело в определениях пространства, тело было длящимся,
в определениях времени - преходящее. Единство пространства и времени - движение, значит тело есть движение. Но тело одновременно и равнодушно к пространству и времени,
а это значит, что оно не является движением
- то есть оно сколь движение столь и покой. Для массы и материи движение и покой внешни,
это и есть инертная материя.
Обыденное представление сводит инертность к покою,
но такая материя есть единство покоя и движения,
и именно поэтом она равнодушна к движению
и покою. Она находится в движении или покое,
пока внешняя сила не выведет ее из
этого состояния, т.к. сама она не может изменить себя,
вследствие того, что для нее внешни и движение и покой. Сама по себе инертная материя не движущаяся и не покоящаяся
- материя и движение здесь отделены,
обособлены, а это и есть конечное движение и конечная материя,
которая находится еще в форме абстрактной количественной непосредственности, где сама необходимость выступает еще в форме
случайности. Вследствие приходящего извне движения инертная материя приходит в движение и воздействует на другую материю,
массу. Между массами происходит борьба за одно место.
Противодействие происходит не потому
что материя есть вне себя бытие, как внешность и отношение к внешнему,
но одновременно и для себя бытие и независимо от других материй.
Столкновение материй приводит к передаче движения
- да, тела не достигают единства т.к. действует для себя бытие материи как отталкивание. Во взаимодействии тел осуществляется поиск центра который находится вне материи. Тяжесть налицо присутствует во взаимоотношении материй и оказывается относительной тяжестью, то есть весом определенного количества массы. Эта относительность выражается в том,
что вес как тяжесть и скорость взаимозаменимы. Значит толчек - наличие тяжести в себе и тем не менее центр остается здесь искомым,
не выявленным. Толчек есть незавершенная форма развития тяжести,
так как здесь выявляется что есть тяжесть и стремление к центру. Падение и есть та
форма, которая выступает как завершение толчка как противоречия. Падение и есть проявление тяжести,
в отличии как она была ранее в себе, или
далее в наличии. Но в процессе падения материя через тяжесть движется к своему центру, где она должна достичь
покоя, и этим самым подвергает себя отрицанию. То есть происходит полагание абсолютного центра,
стремление которое подвергает отрицанию конечность материи. Как только материя достигает этого абсолютного. центра,
она прекращает свое существование, она снимает себя в абсолютном центре. Абсолютный центр является результатом
снятия конечной массы самой себя, то есть полагание абсолютного центра происходит постольку, поскольку происходит
отрицание конечной материи в процессе падения. Погружение в абсолютный центр есть погружение в абсолютную тяжесть.
Сам абсолютный центр в себе - абсолютная отрицательность - полагает себя во многие центры,
которые есть противоречие между их самостоятельностью и несамостоятельностью. Здесь получаем такую форму материи, где кажущаяся самостоятельность одновременно несамостоятельна.
Значит мы простились с полным равнодушием, которое было в начале и получаем впервые единство материи и движения,
так как противоречие самостоятельности и несамостоятельности
многих центров и разрешается в движении. Только здесь материя достигает своего собственного движения и материя не внешняя для движения и наоборот. Здесь мы
простились с земной и приступаем к небесной механике.
Небесная механика более истинное
существование материи чем земная, которая и разрешается в небесную. Движение,
которое не благодаря толчку получается,
а потому что оно само неотделимо от этой формы
существования материи. Мы получили величайший вывод - небесная механика не нуждается во внешнем
толчке.
Petropolis
vispir^press
2003
|
|