ЕВГЕНИЙ  СЕМЕНОВИЧ  ЛИНЬКОВ

 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

7 апреля 1989

  

1. О субстанции в немецкой классической философии

 

Кант разработал субстанциональность в пределах формы, которая еще не имеет последовательного развития. То есть главный момент с одной стороны, с другой - особенный, а их внутренняя связь - дело нашего субъективного рассудка при восприятии работ Канта.

Фихте дал развитие всеобщейй субстанциональности в форме ее особенного момента, насколько это можно сделать в пределах субьективности.

Шеллинг установил аналогии субстанциональности формы и особенных моментов природы. И пришел к мысли, что эти две формы представляют собой единую форму как абсолютное.

Гегель дал форму самой субстанциональности.

Фейербах субстанциальное мышление принимал как акциденцию: чувственно-воспринимаемое и есть истинное мышление. То есть субстанциональность мышления им полностью утеряна по форме и содержанию. И это естественно, так как имел место возврат к эмпиризму и антропологической форме.

Вопреки Ленину (I8 т.): о противоположностях мышления и бытия, в 32 томе в письмах Маркса -Кугельману, касаясь исторического развития философского мышления говорит, что если мысль только субъективна - то она ложная мысль и вовсе не мысль, то есть повторяется основная мысль Гегеля, что истинная мысль не только субстанциональна, но она одновременно и субстанция,  или она не только субстанция, но одновременно имеет развитую форму субъективности. Ибо в противном случае мы получаем абсолютный  исторический релятивизм не лучше кратиловского .

В "Диалектике природы" Энгельс говорит, что для материи мышление не случайно, не акциденция или модус: сам разум является высшей формой материи. Впрочем уже у Платона было понимание, что материя это свое иное.

 

2. О диалектическом и историческом материализме.

 

В дореволюционных переводах Бюхнера, Фохта и Молешотта вы узнаете оригинал диамата. Это то от чего с отвращением отказались Маркс и Энгелс. Диамат, который царствует у нас публично с 1917 года отношения к Марксу и Энгельсу не имеет.

В "Десяти попросах к референту" Ленин спрашивает, знает ли референт что Маркс и Энгельс сотни раз называли свою фолософию диалектическим материализмом. Но проверьте все работы Маркса и Энгельса и вы обнаружите что это ложь: диалектическим материализмом они называли диалектико-материалистическое понимание природы, истории и общества, но это не является философией, а входит в компетенцию наук о природе и истории общества, а философия должна заниматься изучением царства чистой мысли. При этом диалектика Гегеля служит, по Марксу: отправным пунктом всякого дальнейшего развития философии.

Почитайте 2-й номер "Вопросов философии", там от диамата открещиваются на весь мир его бывшие представители как от казенной и учебнической философии. И что бы вам выбрать, надо задуматься, что есть жизнь. Продумать "Фауста", романы о Вильгельме Мейстере и многое другое.

3. Общий корень чувственности и рассудка.

Кант упоминает только во введении, так как корня этого он не знал. Для этого необходимо было знать вещь в себе в трояком облике: в качестве единства внешнего мира, единства духовной жизни человека и в качестве единства того и другого. Поэтому, по Канту, надо логически предположить "единый корень", но в пределах предпосылок Канта мы это знать не можем. То есть уже в предисловии он выставляет результат своей философии агностицизм и непознаваемость всеобщего.

4.Современная философия сводится к тому, что это или обыгрывание эмпирическогосодержания, то есть то, чем по праву занимается эмпирическая наука, или это субъективная рефлексия о субъективных формах содержания мысли, субъективности языка и т.д. Суть здесь проста: содержание и форма мышления здесь вне друг друга; проще - это обычная эмпиррическая наука с рефлексией о данных опытной науки. Потому вывод простой: после классаческой немецкой философии и указаний Маркса и Энгельса, философия должна дать диалектический метод. И сравните это с современной философией...

5.Работы Платона, кроме сократических диалогов, это шедевры диалектики. Аристотель, когда ничинает рассматривать внутреннюю связь, то у него диалектика более глубокая чем у Платона. Диалектики Платона было бы мало даже для христианского триединою бога.

Фихте был величайшим мастером обращаться с понятиями. Он поставил себе задачей не давать ничего эмпирического в качестве готового и данного.

У Гегеля во всех работах царит диалектический процесс и метод.

 ----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Электронная версия

vispir^press 2001

vispir@km.ru

   



be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2002 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz