ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ
7
апреля 1989
1. О
субстанции в немецкой классической
философии
Кант
разработал субстанциональность в
пределах формы, которая еще не имеет
последовательного развития. То есть
главный момент с одной стороны, с другой -
особенный, а их внутренняя связь - дело
нашего субъективного рассудка при
восприятии работ Канта.
Фихте
дал развитие всеобщейй
субстанциональности в форме ее особенного
момента, насколько это можно сделать в
пределах субьективности.
Шеллинг
установил аналогии субстанциональности
формы и особенных моментов природы. И
пришел к мысли, что эти две формы
представляют собой единую форму как
абсолютное.
Гегель
дал форму самой субстанциональности.
Фейербах
субстанциальное мышление принимал как
акциденцию: чувственно-воспринимаемое и
есть истинное мышление. То есть
субстанциональность мышления им
полностью утеряна по форме и содержанию. И
это естественно, так как имел место
возврат к эмпиризму и антропологической
форме.
Вопреки Ленину (I8 т.): о
противоположностях мышления и
бытия, в 32 томе в письмах Маркса -Кугельману,
касаясь исторического развития
философского мышления говорит, что
если мысль только субъективна - то
она ложная мысль и вовсе не мысль, то
есть повторяется основная мысль
Гегеля, что истинная мысль не только
субстанциональна, но она
одновременно и субстанция,
или она не только субстанция, но
одновременно имеет развитую форму
субъективности. Ибо в противном
случае мы получаем абсолютный
исторический релятивизм не
лучше кратиловского .
В "Диалектике природы" Энгельс
говорит, что для материи мышление не
случайно, не акциденция или модус:
сам разум является высшей формой
материи. Впрочем уже у Платона было
понимание, что материя это свое иное.
2. О
диалектическом и историческом
материализме.
В дореволюционных переводах Бюхнера,
Фохта и Молешотта вы узнаете
оригинал диамата. Это то от чего с
отвращением отказались Маркс и
Энгелс. Диамат, который царствует у
нас публично с 1917 года отношения к
Марксу и Энгельсу не имеет.
В "Десяти попросах к референту"
Ленин спрашивает, знает ли референт
что Маркс и Энгельс сотни раз
называли свою фолософию
диалектическим материализмом. Но
проверьте все работы Маркса и
Энгельса и вы обнаружите что это
ложь: диалектическим материализмом
они называли диалектико-материалистическое
понимание природы, истории и
общества, но это не является
философией, а входит в компетенцию
наук о природе и истории общества, а
философия должна заниматься
изучением царства чистой мысли. При
этом диалектика Гегеля служит, по
Марксу: отправным пунктом всякого
дальнейшего развития философии.
Почитайте
2-й номер "Вопросов философии",
там от диамата открещиваются на
весь мир его бывшие представители
как от казенной и учебнической
философии. И что бы вам выбрать, надо
задуматься, что есть жизнь.
Продумать "Фауста", романы о
Вильгельме Мейстере и многое другое.
3. Общий корень чувственности и
рассудка.
Кант упоминает только во введении, так
как корня этого он не знал. Для этого
необходимо было знать вещь в себе в
трояком облике: в качестве единства
внешнего мира, единства духовной
жизни человека и в качестве
единства того и другого. Поэтому, по
Канту, надо логически предположить
"единый корень", но в пределах
предпосылок Канта мы это знать не
можем. То есть уже в предисловии он
выставляет результат своей
философии агностицизм и
непознаваемость всеобщего.
4.Современная философия сводится к тому,
что это или обыгрывание
эмпирическогосодержания, то есть то,
чем по праву занимается
эмпирическая наука, или
это субъективная рефлексия о
субъективных формах содержания
мысли, субъективности языка и т.д.
Суть здесь проста: содержание и
форма мышления здесь вне друг друга;
проще - это обычная эмпиррическая
наука с рефлексией о данных опытной
науки. Потому вывод простой: после
классаческой немецкой философии и
указаний Маркса и Энгельса,
философия должна дать
диалектический метод. И сравните
это с современной философией...
5.Работы Платона, кроме сократических
диалогов, это шедевры диалектики.
Аристотель, когда ничинает
рассматривать внутреннюю связь, то
у него диалектика более глубокая
чем у Платона. Диалектики Платона
было бы мало даже для христианского
триединою бога.
Фихте был величайшим мастером
обращаться с понятиями. Он поставил
себе задачей не давать ничего
эмпирического в качестве готового и
данного.
У Гегеля во всех работах царит
диалектический процесс и метод.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Электронная
версия
vispir^press 2001
vispir@km.ru
|