ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ
ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
ГЕГЕЛЯ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ДИАЛЕКТИКА
РАЗУМА
21.IV.
Мы
остановились на рассмотрении
понятия организма и установили, что
организм по своему представляет
собой противоположность
неорганического в природе. Ибо
главным для неорганической природы
выступает момент бытия для иного, а
главное для организма состоит в том
что бы придти в себя. Отчего это
различие - это ли результат познания
присущего непосредственному разуму
или это присуще самому предмету?
Мы
убедились что разум вследствии
непосредственности порождает
фикции о предмете и себе, и этого не
избежать в развитии разума для него
самого. Но мы должны отдавать себе
отчет как обстоит дело и с самим
разумом и его понятием. Потому
характор определенности бытия и
есть здесь основное различие
органической и неорганической
природы, независимо как это
принимает сам непосредственный
разум. Здесь следует разъяснить то,
что Гегель не делает сам нигде.
Организм на первый взгляд такое же
единичное бытие как и всякое другое
- он не бесконечен, ограничен, и не
ясно почему одни единичные имеют
лишь бытие для иного, а организм
оказывается противоположным этому
бытию. И это трудность на котороую
набредает наблюдающий разум.
Из
естествознания известно множество
открытий, которые позднее
становились заблуждениями. И дело в
том, что здесь требуется установить
закон отношения органической и
неорганической природы. Вроде все
просто - выявить определенность
органического и неорганического и
потом их сравнить. Но
определенность их разная и неясно
как и что сравнивать. К примеру то
что главное в неорганическом
оказыватся неглавным в
органическом и наоборот. То есть
задача в том, что бы выявить связь
между тем что не имеет момента
общности. И когда Кант, повторяя
Декарта, говорит, что дайте мне
материю как телесное образование и
механический закон, и я покажу как
возникает мир. Но это мир
неорганической природы и законы эти
бесполезны для того что бы
объяснить хоть одну травинку.
Но
отношение между неорганическим и
органическим есть и оно должно быть
познано как существенное. Законы
органического явно не те, что
установил опыт в неорганической
природе, а значит непосредственный
разум приходит к выяснению
отношения этих законов. Но
непосредственный разум, вследствии
своего непосредственного бытия и
отношения с предметностью, саму эту
предметность воспринимает как
непосредственную и держится
внешних моментов отношения. А
потому вместо закона отношения
органического и неорганического
получаем мешанину. К примеру,
влияние среды у Дарвина или у Маркса
во взгляде на историю общества, где
все сводится к большему или
меньшему влиянию. ТО есть закон
сводится к чисто количественному
отношению, и не затрагивает природы
соотносимого. Дальше этого
непосредственный разум не идет.
Мы
установили, что организм это
самосохранение, где начало
оказывается результатом и наоборот.
И это не извне кто то совершает, а
организм делает сам. Организм себя
из своего в себе бытия, делает для
себя бытием, соединяя этим начало и
результат. Но для непосредственного
разума деятельность этого
единичного организма
воспринимается как единичная. Но
единичная деятельность, это
деятельность вне всеобщего,
деятельность покинутая
всеобщностью, или как сказал бы
Гегель - лишенная понятия. А это и
есть случайная деятельность, где
отношение причины и действия
внешнее. В организме же имеем
всеобщность которая возвращает
себя к началу как единичному и
образует единое. То есть имеем
конкретное в себе всеобщее, но это и
есть самоцель.
Но это
внутренее единство деятельности
организма ускользает от
непосредственного разума. Не находя
закона этого отношения разум идет
дальше, раскалывая организм на
внутреннее и внешнее бытие. И тогда
закон глсит, что внутреннее бытие
организма проявляется во внешнем, а
внешнее это проявления внутреннего.
То есть разум держится по старому за
то, что стороны закона должны иметь
определенность бытия, а сам закон и
есть отношение этих определений
бытия. И если речь идет о
материальном, то и сам закон должет
быть материальным. И это можно
услышать по сей день: каков закон
материального производства? -
материальный, а закон отношения
неорганических явлений? -
неорганический...
То есть
непосредственный разум желая иметь
дело с законом, застревает на том,
что подчинено закону, в чем он
действует. Желая иметь дело с
внутренним - он застревает на
внешнем.
Закон в
бытии проявляется, но отсюда не
следует, что сам закон есть бытие и
определенность закона есть
определенность бытия. Но каково это
внутреннее бытие - непосредственное
или наоборот? Внешнее бытие
является внешним способом этого
непосредственного внутреннего, то
есть должно быть внешним способом
непосредственности бытия
внутреннего. Но как
непосредственное способно обрести
внешнее наличное бытие. В
представлении это это выглядит так,
что внутренний зародыш сразу должен
обладать внешними ногами, пальцами
и произносить речь...
То что
здесь непосредственный разум
объявляет внутренним бытием, можно
лишь условно считать моментом
понятия. Индивидуальность
организма потому выстаивает против
стихии, что в неорганической
природе главным моментом выступает
непосредственность, а у
органической - опосредование в себе,
рефлексия в себе. Этого достаточно,
что бы сохранить себя против
всепоглощающей мощи неорганической
природы. А непосредственный разум
это внутреннее бытие организма
называет непосредственно всеобщей
природой. Но такое непосредственно
всеобщее внутреннее и внешнее как
непосредственное есть одно и то же.
Во вторых,
если внутреннее организма есть
тождество с собой, то как внешнее
бытие организма есть проявление
внутреннего. Но лишенное
различенности в себе не может
проявляться, да еще так, что само
проявление отлично от него самого.
Но и во
внешнем мы имеем дело с такой
реальностью, которая не является
проявлением внутреннего, ибо что бы
внутреннее проявилось оно должно
быть рефлективном в себе. А значит
действительность
непосредственного разума есть
реальность лишенная конкретности
всеобщности понятия, но это и есть
чувственная реальность. А значит
непосредственный разум в организме
здесь имеет дело с внутренним, как
абстрактным тождеством с собой, а
внешнее здесь это эмпирическая
определенность.
На деле же
единый организм является
основанием внутреннего и внешнего и
никаких двух видов бытия как сущих в
организме нет, соответственно,
ложно искать закон как соотношение
внутреннего и внешнего. Впрочем в
понимании непосредственного разума
это есть в зародыше, так как для него
внешнее бытие есть проявление
внутреннего бытия, а значит это
единое бытие сохраняющее себя.
Далее
разум, в отличии от рассудка,
который на этом останавливается,
старается определить главное, без
чего нет организма, его субстанцию -
определенность бытия самого
организма. При этом
непосредственный разум наблюдает
атрибуты организма - чувственность,
раздражимость и воспроизведение.
Что бы
организм был чувствующий, надо его
не только в себе, не только
различенная его определенность, но
и возврат его различенности в
единое. Только благодаря снятию
рефлексии организма в себя, он
выступает как чувствующий. То есть
чувственность есть
непосредственность понятия
органического. Это такое еще
отношение моментов единичного,
особенного и всеобщего где кроме
самих моментов никакой реальности
нет.
Раздражимость
же есть перевод внутреннего для
себя бытия понятия организма в его
внешнее бытие для иного. Этот
перевод есть одновременно
сохранение и утверждение бытия
организма для себя. Раздражимость
есть отношение реальности
организма: внутреннее понятие
организма, как чувственность, здесь
соединяется с внешней реальностью
организма, как бытия для иного. И это
есть соединение непосредственности
понятия с его собственной и вне его
сущей реальностью. А соединение
того и другого и есть
вопроизведение. Воспроизведение
организма и есть единство понятия
организма и его реальности.
Итак имеем
три момента в которых организм в
которых организм сохраняет и
воспроизводит себя - выступая как
внешний он сохраняет себя. Таковы
три главные момента, представляющий
собой абстракцию идеи организма.
Но для
непосредственного разума
чувствительность и раздражимость
выступают как два сущих, обладающих
различной определеностью, бытия. И
так как их определенность
противоположна, то разум и выводит,
что там где максимум раздражимости -
минимум чувствительности и
наоборот. И это уже есть у Шеллинга.
Но это количественная
определенность, а на деле
чувствительность и раздражимость
имеют качественную определенность.
А количественная опрелеленность
царит в неорганическом мире. Там же
где качественная определенность -
там уже стихия неорганической
природы начинает
индивидуализироваться. Значит
непосредственный разум ухитряется
внутреннюю природу органического
опустить до неорганической
определенности, до количественной
определенности. Но
чувствительность и раздражимость
являются моментами
самовоспроизведения - здесь
внутреннее понятие организма
определяет, порождает и сохраняет
свою реальность тождественной себе.
Непосредственный
разум три момента природы
органического фиксирует как три
устойчивых наличных моментов бытия.
Известно: чувствительность - это
нервная система у Павлова,
раздражимость - это мускулы и тому
подобное, ну и воспроизведение. Но
это чисто рассудочная фикция, так
как нет раздражимости без
чувствительности и воспроизведения
без того и другого. На деле в
организме нет момента, который
обладал бы устойчивой
неизменностью бытия - они преходящи.
Батие органического и состоит в
процессе снятия бытия каждого
момента организма и вновь из этого
понятия создание своей реальности
как определенности этого понятия.
Единство организма выступает здесь
как много и много выступает из его
внутреннего единства - это и есть
процесс понятия органического.
Ища истину
в вещах, непосредственный разум
приходит к тому, что бы
рассматривать закон как процесс
всех моментов. - Разум вплотную
приходит к тому что, бы
рассматривать закон как процесс
понятия.
vispir.narod.ru
|
|