ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ

ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
    

ДИАЛЕКТИКА  РАЗУМА
    

 
    
14.IV

Итак, разум выступил, он есть. Но отсюда не следует, что он есть предмет для себя как разум. Потому можно быть человеком разумным и не знать об этом, но более развитое состояние, где разум не только как сущее, но и есть для себя.
     Непосредственность разума и означает, что этот разум есть в себе. Этот разум уже есть вся реальность и получив разум как непосредственный нам ничего не остается как следить за его определенностью. Из непосредственности разума прямо следует, что он в поисках закона природы вещей вынужден обратиться к форме чувственного бытия. И этот разум прав в том, что не гоняется за какими то мыслительными законами и твердо стоит на том, что ничего различенного кроме чувственного природного бытия вообще нет, а потому и закон должен иметь чувственную реальность. Но неужто закон и есть сама чувственная определенность этих эмпирически выступающих предметов, или закон поглощается чувственной определенностью бытия, или чувственная определенность закона снимается. И это проблема на которую наткнулся Платон.
     Значит закон есть отрицательность чувственного бытия и в то же время неотделим от него, хотя это не означает что закон должен иметь определенность чувственного бытия и это его единственная реальность. Но внутреннее единство сторон закона и чувственная определенность отрицают друг друга, а значит закон есть противоположное его понятия и его наличного бытия. И если закон достигает чистоты своих противоположных моментов, тогда он выступает как всеобщий закон, а значит всеобщий закон один. И оказывается, что чувственное бытие не имеет определяющего значения для понятия закона.
     Значит когда непосредственный разум старается найти явление для закона в чистом виде, он идет в том направлении что бы получить из чувственной определенности закона, закон противоположного и закона в чистом виде. И мы видим, что разумно знать, это значит снимать чувственную определенность единичного бытия, при этом происходит полагание разумной всеобщности бытия, бытия как понятия, что и есть бытие разума. Но этот результат который мы получили не существует для непосредственного разума, он находит предметность далее, в органическом. То есть понятие закона принимает для непосредственного разума принимает облик органического. Органическое есть такая реальность, которая во всей своей определенности определяется своей всеобщностью. Вариантов отношения реальности и ее всеобщности много, но мы коснемся этого в меру того, как это надо для раскрытия отношения непосредственного разума.
     Ближайшим здесь является отношение органического и неорганического. Стихия неорганической природы есть противоположность индивидуальности. Стихия и есть непосредственно всеобщее, она лишь в себе есть индивидуальное. Причем главным моментом неорганического является то, что определенность ее образований есть то, благодаря чему одно конечное есть в отношении к другому. То есть неорганическое существует благодаря тому, что вне его есть иное, так как неорганическое не имеет свонго основания в себе. И если неорганическое исчезает в отношении к другому, то органическое наоборот сохраняет себя в отношении к иному, через это отношение оно впервые приходит к себе. Значит если в неорганической природе главным моментом выступает бытие для иного, то в органической момент для себя бытия.
     Далее, в неорганической природе результат всегда иное нежели начало - они вне и иные друг друга. В организме же как самосохранении себя, в результате содержится начало и результат оказывается началом - иначе он превращается в неорганическое. Организм ничего не порождает кроме себя, в то время как неорганическое порождает все время иное. Организм есть одновременно и то чем себя делает: то что организм есть - он есть лишь в себе, образно как зародыш. И что бы стать организмом этот зародыш, в себе, должен стать для себя - он порождает то, что он есть в себе - конец оказывается его собственным началом. А это и есть реальная цель. И в этом есть преимущество органического - оно есть бессознательная цель и потому неошибающаяся в своей реализации. Потому суть организма в снятии различия которое он полагает в себе - в свое собственное единство и полагание своего единства в различие, которое вновь снимается. Но это и есть процесс понятия, или как говорит Гегель, процесс организма в стихии понятия.
    

 

vispir.narod.ru

 



be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2002 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz