ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ
ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
ГЕГЕЛЯ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ДИАЛЕКТИКА
РАЗУМА
14.IV
Итак,
разум выступил, он есть. Но отсюда не
следует, что он есть предмет для
себя как разум. Потому можно быть
человеком разумным и не знать об
этом, но более развитое состояние,
где разум не только как сущее, но и
есть для себя.
Непосредственность
разума и означает, что этот разум
есть в себе. Этот разум уже есть вся
реальность и получив разум как
непосредственный нам ничего не
остается как следить за его
определенностью. Из
непосредственности разума прямо
следует, что он в поисках закона
природы вещей вынужден обратиться к
форме чувственного бытия. И этот
разум прав в том, что не гоняется за
какими то мыслительными законами и
твердо стоит на том, что ничего
различенного кроме чувственного
природного бытия вообще нет, а
потому и закон должен иметь
чувственную реальность. Но неужто
закон и есть сама чувственная
определенность этих эмпирически
выступающих предметов, или закон
поглощается чувственной
определенностью бытия, или
чувственная определенность закона
снимается. И это проблема на которую
наткнулся Платон.
Значит
закон есть отрицательность
чувственного бытия и в то же время
неотделим от него, хотя это не
означает что закон должен иметь
определенность чувственного бытия
и это его единственная реальность.
Но внутреннее единство сторон
закона и чувственная
определенность отрицают друг друга,
а значит закон есть противоположное
его понятия и его наличного бытия. И
если закон достигает чистоты своих
противоположных моментов, тогда он
выступает как всеобщий закон, а
значит всеобщий закон один. И
оказывается, что чувственное бытие
не имеет определяющего значения для
понятия закона.
Значит
когда непосредственный разум
старается найти явление для закона
в чистом виде, он идет в том
направлении что бы получить из
чувственной определенности закона,
закон противоположного и закона в
чистом виде. И мы видим, что разумно
знать, это значит снимать
чувственную определенность
единичного бытия, при этом
происходит полагание разумной
всеобщности бытия, бытия как
понятия, что и есть бытие разума. Но
этот результат который мы получили
не существует для
непосредственного разума, он
находит предметность далее, в
органическом. То есть понятие
закона принимает для
непосредственного разума принимает
облик органического. Органическое
есть такая реальность, которая во
всей своей определенности
определяется своей всеобщностью.
Вариантов отношения реальности и ее
всеобщности много, но мы коснемся
этого в меру того, как это надо для
раскрытия отношения
непосредственного разума.
Ближайшим
здесь является отношение
органического и неорганического.
Стихия неорганической природы есть
противоположность
индивидуальности. Стихия и есть
непосредственно всеобщее, она лишь
в себе есть индивидуальное. Причем
главным моментом неорганического
является то, что определенность ее
образований есть то, благодаря чему
одно конечное есть в отношении к
другому. То есть неорганическое
существует благодаря тому, что вне
его есть иное, так как
неорганическое не имеет свонго
основания в себе. И если
неорганическое исчезает в
отношении к другому, то
органическое наоборот сохраняет
себя в отношении к иному, через это
отношение оно впервые приходит к
себе. Значит если в неорганической
природе главным моментом выступает
бытие для иного, то в органической
момент для себя бытия.
Далее, в
неорганической природе результат
всегда иное нежели начало - они вне и
иные друг друга. В организме же как
самосохранении себя, в результате
содержится начало и результат
оказывается началом - иначе он
превращается в неорганическое.
Организм ничего не порождает кроме
себя, в то время как неорганическое
порождает все время иное. Организм
есть одновременно и то чем себя
делает: то что организм есть - он
есть лишь в себе, образно как
зародыш. И что бы стать организмом
этот зародыш, в себе, должен стать
для себя - он порождает то, что он
есть в себе - конец оказывается его
собственным началом. А это и есть
реальная цель. И в этом есть
преимущество органического - оно
есть бессознательная цель и потому
неошибающаяся в своей реализации.
Потому суть организма в снятии
различия которое он полагает в себе
- в свое собственное единство и
полагание своего единства в
различие, которое вновь снимается.
Но это и есть процесс понятия, или
как говорит Гегель, процесс
организма в стихии понятия.
vispir.narod.ru
|
|