ЕВГЕНИЙ
СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ
ДИАЛЕКТИКА
СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
ЧАСТЬ
ВТОРАЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
3.V.89.
Самосознание
является самой простой формой
мышления по формальному
определению, но с другой стороны оно
самое сложное в развитии форм
мышления.
Литература
по самосознанию представлена
довольно обильно, особенно в Европе.
Но обычно рассматривается
изолированно какой то один момент
самосознания. Но если подойти к
этому вопросу со знанием дела, то
для того что бы понять, скажем
гегелевское учение о самосознании,
надо не только ознакомиться с его
текстом, как теперь выражаются, но
еще и достичь понятия учений о
самосознании у Декарта, Канта и
Фихте прежде всего, не касаясь даже
этой темы в др.греческой философии.
И суть
проста - когда Гегель разрабатывает
моменты содержания и формы, он
отправляется от усвоенного и
познанного в разработке всей
предшествующей историей изучения
самосознания. Даже отвлекаясь от
того что теоретическая форма
философии рассмотрения развития
самосознания в себе содержит
предшествующую историю, трудность
уже настигает в самом учении Гегеля,
когда сравниваешь определения
самосознания с той
определенностью
которая проходит в процессе
сознание. И если вы читали
феноменологию духа в каком либо
варианте: пропедевческую ли форму,
которую он писал для гимназистов 15
лет и которая оказалась недостапной
для наших академиков, или
феноменологическую форму в "Энциклопедии
философских наук" или наконец
большая "Феноменологию духа" , -
остальные материалы по
веноменологии духа на русском языке
по сей день отсудствуют.
Первую
часть самосознания Гегель называет
вожделеющим. А это вроде как форма
нескладного противоречия о котором
молчит вся литература о Гегеле:
скажи он что самосознание здесь
антивожделеющее - приняли бы и это.
Вторую стапень Гегель называет по
разному: отношение господства и
рабства, отношение признания,
признающее самосознания. Третья
форма в большой феноменологии
просто свобода самосознания, а в
других изложениях как всеобщее
самосознание. А потому в изложении
первой формы видят стяжательство,
жадность,- тем более немецкое слово
Habgier значит бесконечная жадность.
Господство и рабство толкуется как
определенная историческая
общественная формация где есть рабы
и рабовладельцы и т.п. И еще один
момент по содержанию.
Как
известно самосознание тем и
отличается от сознания что оно
знает хоть что то о себе и своем
отношении к предмету, и это сразу
выдается за практическую
деятельность, то есть получается
что у Гегеля практика
рассматривается в разделе
самосознания, или как мне недавно
довелось ознакомиться с мнением, -
что речь здесь у Гегеля о
становлении практической
деятельности человека. Но не будем
перечислять превратности, нам надо
одно: нам надо постигнуть
самосознание в своей сути, иначе нам
не дойти до того, что составляет
разумность или разум. Поэтому я хочу
что бы вы через развертывание
самого содержания в его собственной
форме, подошли с необходимостью к
тому что есть разум, даже если время
мне не позволит вдаваться в вопрос
что есть разум, что заслуживает по
правде отдельного специального
курса.
Мы
остановились на том, что через
знание закона рассудочное сознание
приходит к самосознанию.В знании
закона рассудочное сознание
снимает себя и выступает как
самосознание. Рассудочное сознание
отправляясь от чувственной
достоверности предмета для себя, с
необходимостью приходит к тому, что
начинает иметь дело с законом этого
предмета. То есть рассудочное
сознание есть та ступень мышления,
которая впервые имеет дело с
законами предмета. Но рассудочное
сознание приходит к
противоположным определениям
закона, а значит здесь имеем дело
лишь с явлением всеобщего закона, а
свести противоположности в законе к
конкретному единству рассудочное
сознание не в состоянии.
Для
философского мышления ясно, что
закон есть высшее единство всеобщих
противоположностей, а в рассудочном
сознании эти противоположности
выступают в 1. предмете для рассудка,
2. в самой форме рассудка дла
рассудка, и 3. предмета рассудка в
законе, - но все три МОмента
находятся еще в распаде. А
выступающее самосознание не знает
свое происхождение из рассудочного
сознания. Это для философского
мышления, познающего отношение
рассудочного сознания и предмета
ясно, что конкретная всеобщая
природа как единства
противоположностей в себе, в
содержании рассудочного сознания, и
есть то звено которое является
промежуточным между рассудочным
сознанием и самосознаниеем, но это
не ясно для самосознания. То есть не
зная природы законов, рассудочное
сознание тем более не знает своей
природы. И я объяснял уже, что
определенность в законе и
определенность самосознания в
моментах отношения одна и та же, но
не для этого только выступающего
самосознания.
Это
труднейшая вещь: мы рассматриваем
формирование различных ступеней
сознания, и путать их с философским
мышлением - с помощью которого мы
рассматриваем - нельзя, так как это
только генезиз философского
мышления.
Простейшее
выражение самосознание - Я есть Я. Но
знает ли самосознание себя как
предмет, как Я есть Я? - Пока мышление
относится к себе как к сознанию -
никакого самосознание нет, так как
оно относится к себе как к предмету
внешнему для себя, а к себе как к
внешнему для предмета. То есть
выступившее самосознание
существует в форме сознания, а
сознание и есть первый способ
существования самосознание.
Но
выступившее самосознание есть и
отрицание сознания, благодаря
которому самосознание есть для себя,
рефлексия в себя; а рефлексия в себя
есть действительный момент природы
самосознание. И мы получили, что
если чувственное сознание,
воспиринимающее сознание и
рассудочное сознание старалось
впитать в себя определенность
предмета и посредством этого быть
объективным, истинным, то теперь
самосознание оказывается истиной
этих ступеней сознания.
Итак,
налицо два момента: самосознание -
основа и истина сознания и
самосознание которое знает себя как
сознание. И единственное что можно
здесь сказать, что для того чтобы
существовали все формы сознания -
необходим был момент рефлексии, от
которого сознание хотело
избавиться, этот момент теперь и
выступил как самосознание. И если
формы сознания можно назвать
сознательным самосознанием, то
теперь мы получили
самосознательное сознание. И это не
игра слов. Так для примера можно
рассмотреть производящее
потребление и потребляющее
производство. - Все бедственное
экономическое положение нашего
общества заключается в том, что оно
есть производящее потребление, где
ПРОИЗВОДСТВО потребляет в себя все
и выступает с тенденцией самоцели, -
а человек оказывается средством.
Так и у нас в первом случае
самосознание подчинено сознанию, а
во втором: сознание - самосознаниею.
Сейчас мы
и получили самосознание, которое
определено сознанием. Вожделеющее -
и указывает на связь этого
самосознание с чувственной
определенностью, но чувственность
здесь как нечувственность.
Как
рефлексия в себя мышление выступает
как Я - самосознание, а как отношение
самосознание к предмету это
самосознание оказывается еще
сознанием. То есть в отношении к
предмету это самосознание
оказывается сознанием, а как
рефлексия в себя - самосознание.
Налицо противоречие моментов
сознания и самосознания, где
сознание как непосредственная
рефлексия в себя есть самосознание,
а самосознание непосредственно
сознание. Значит первая форма
самосознания и состоит в
противоречии сознания и
самосознания.
А по
содержанию? - Предмет у сознания
всегда выступал внешним, чуждым - и у
нас самосознание в моменте
содержания имеет отношение к
предмету как в сознании. Значит по
форме мы имеем дело с самосознанием,
как рефлексией в себя, а по
содержанию: предмет одно, сознание -
другое и это сфера сознания. То есть
самосознание втягивается не только
в муки отношения сознания и
предмета, но это противоречие
выступает в еще более развитой
форме самосознания. Потому когда
говорим о предмете самосознания, то
нельзя говорить что это сознание,
так как сознание во всей
тотальности еще не снято. Предмет же
самосознания удваивается по своей
определенности: это и сознание, и то
что было предметом для сознания.
Проще: что бы попасть в начало
самосознания надо что бы предметом
стало и предмет сознания и сознание
об этом предмете.
Самосознание,
родившись из противоречия
рассудочного сознания, еще не
представляет для рассудочного
сознания вначале опасности:
рассудок сохраняется и со всей
мощью занимается законами.
Итак
предмет самосознания непростой: он
вроде должен быть сознанием как
предметом, но поскольку
противоречие между сознанием и
предметом не снято в рассудочном
сознании - то предметом
самосознания выступает еще и то, что
составляло предмет сознания.
Сознание не может быть без того, что
бы не иметь предметом и предмет
сознания и сознание как предмет.
Значит самосознание уже в исходном
пункте есть противоречие, которое
определенным образом существует
для себя.
Рассудочное
сознание набредая на противоречие
полагало, что оно извне и от него
надо избавиться, но это не удается
ему так как противоречие
принадлежит самому рассудку, а
потому, что бы избавиться от
противоречия рассудочному сознанию
надо покончить с собой или
скатиться до чувственного сознания.
А теперь в
самосознании выступает
противоречие для самого мышления.
Значит самосознание здесь есть
прежде всего абстрактное
непосредственное самосознание. И
Фихте правильно его определил как Я=Я.
Но самосознание выступило на сцену
благодаря тому, что в сфере сознания
был достигнут и развит момент oпocрeдcтвoвaния,
то есть самосознание есть продукт,
итог развития момента
опосредствования и его отношения к
моменту непосредственности в cфepe
сознания. А значит самосознание уже
не может быть сведено к одному
моменту - как результат развития
момента опосредствования -
самосознание должно быть
опосредованым. Но здесь
самосознание только что выступает
из противоречия сознания и значит
эта опосредствованость еще
непосредственна. То есть
самосознание представляет здесь
самую начальную форму отрицания
сознания и его предмета. А это то,
что в классической русской
литературе выступало под названием
нигилизма.
Пробудившееся
самосознание страдает тем
идеологическим налетом, что оно
есть отрицание всего что не есть
самосознание. А поскольку это
отрицание непосредственое,
абстрактное, то отрицается во имя
того что бы отрицать - оно делается
непосредственно всеобщим и все что
было кумиром для сознания пало и
самосознание есть начало
определений свобода и разума.
Исчезает иллюзия отражения, что
предмет есть единственно истинное,
а сознание - его отражение.
Самосознание - реальное начало
свободы и разума, но вначале оно
непосредственно, а значит имеет
определенность не только сознания,
но и всего органического и
природного как такового.То есть чем
дальше мы уходим по ступеням более
развитой формы отношения, тем
противоречие все более развивается,
а не разрешается как в диамате. И
если разрешение противоречия
сознания приводит к самосознанию,
то это еще не истинное самосознание.
В сознании
мы имели дело с противоречием как
различием предмета и сознания, но
эта противоположность была
неразвитая, неистинная, - ей не
хватало опосредствования в себе. В
выступившем самосознании имеем
прежде всего отношение к себе, но
это непосредственное отношение к
себе, а не развитое
опосредствованное единство
сознания с собой, поэтому оно и
конечно: абстрактная
непосредственная всеобщность и
есть конечность.Значит
самосознание как непосредственное
есть единичное, а значит оно
сохраняет свою отличенность от
предмета для этого самосознания. Но
это еще не значит что самосознание
себя здесь знает как единичное - оно
полно иллюзий, что оно всеобщее и
потому относится к себе, а к иному
просто отрицательно. А вывод о его
единичности выступает для нашего
мышления занимающегося
определенностью этого самосознания.
Ну а если здесь сохраняется в форме
самосознания момент различения
сознания и предмета, - то и
содержание для этого самосознания
есть единичное многообразное:
природная, общетвенно-историческая
и духовная определенность как
внешний объект в определениях
единичности и случайности. А потому
противоречие этой ступени
самосознание - оно есть сознание и
самосознание как противоположность
и как моменты неотделимые -
проявится в том что самосознание
стремится снять это противоречие,
эту внешность. И потому оно здесь
выступает как вожделеющее
самосознание. - Все следует сделать
тождественным Я или уничтожить. Но с
другой стотоны и то что потребляют -
предмет - есть таков в себе, потому
не может выступить таковым для
иного. А значит вожделеющее
самосознание и есть полное
проявление определенности в себе
этого внешнего мира: оно съедает
здесь свою гениалогию,
происхождение, - не чужой, внешний
объект, а свой неснятый хвост
атавизма. То есть объект снимается
потому, что он в себе есть то, что
вожделеющее самосознание есть для
себя: оно выступает как момент
всеобщности в отношении ко всей
определенности предметов, и только
потому справляется с внешним
объктом, что есть то истинное во что
объект разлагает себя.
Но снятие
предмета не дает ему самонасыщения:
находя во внешнем объекте
восполнение своей недостаточности
и поглощая определенность предмета
в себя оно достигает определенности
в себе. Но это образует дурную
бесконечность вожделеющего
самосознания, потому что оно здесь
всеобщее по форме, а содержание
черпается внешнее как особенное и
единичное.Это случайное содержание
снимается в абстрактную
непосредственность всеобщего,
которое никогда не насыщается -
вожделеющее самосознание здесь
важнейший зародыш соотношения
моментов единичности и всеобщности.
Абстрактное
непосредственное вожделеющее
самосознание своей необходимостью
имеет случайное содержание, так как
неистинной форме вожделеющего
самосознания не найти истинного
содержания для себя. Потому, к при
меру, романтизм - величайший по
форме и ничтожнейший по содержанию.
И хотя для вожделеющего
самосознания здесь разворачивается
дурная бесконечность, но по природе
своей самосознание не уйдет в нее.
vispir.narod.ru
|