29.III.89.
Сегодня
рассмотрим как воспринимающее
сознание относится к предмету, но
предварительно вcе содержание в
двух словах.
Итак
предмет воспринимающего сознания
знаком: предмет и его свойства:
чувственные, непосредственные
данные нам через чувственное
сознание. Но множество свойств в
предмете одновременно и
опосредствовано - различены.
Свойства присущи, принадлежат
единичной чувственной вещи, т. е.
свойства нечто подчиненное. С
другой стороны каждое свойство
таково, что принадлежа вещи оно и
всеобщее, т.е. выходит за пределы
вещи как единичности. Дальше,
поскольку свойства относятся друг к
другу - они опосредствованы, и
потому свойства оказываются
изменчивыми, преходящими,
акцидентальными.
Но вещи
соотносятся посредством свойств, а
значит опосредствана и сама вещь, и
она есть нечто изменяющееся:
становятся иной, а это иное в свою
очередь тоже становится иным себя.
То есть мало того что изменяется
вещь, но и изменяющееся тоже
изменяется. То есть имеем изменение
изменяющегося, а это и есть
становления постоянного.
Этого
момента, к примеру, нехватает
фиЛОСОФИИ Гераклита, которому
известно становление как
абсолютное, а во что реализует себя
это становление - неизвестно.
Поэтому Кратил и другие его
последователи не виновны что пришли
в итоге к релятивизму.
У нас
изменяющимся выступает чувственная
вешь, а потому постоянное уже есть
нечто противоположное, а значит не
внешнее, а внутреннее. И как только
мы добираемся до того, что вещь есть
явление, а не абсолютное основание,
или что это не чувственное -
постоянное, а внутреннее
опосредствованное всеобщее
оказывается носителем явления - то
мы переходим от воспринимающего
сознания к рассудочному сознанию.
Вместе с
изменением предмета происходит и
изменение сознания: оно из
вщспринимающего становится
рассудочным сознанием. И наоборот:
сознание само принимало
непосредственное участие в
изменении чувственного предмета в
его противоположности. То есть
получаем становление
противоположного в сознании И
предмете.
Изложил я
это так намеренно. И после
классической немецкой философии
материал так и излагается:
отчеканенная монета которую можно
взять И положить в карман, а когда их
накопятся много - то значит вплотную
приблизимся к абсолютной истине...
Но в таком
рассмотрении недостает собственной
ПРИРОДЫ сознания и что с ним
происходит. А мы взяли сознание как
предмет в докантовской фил и
рассмотрели его со стороны, где
воспринимающее сознание одно, а
наша рефлексия о воспринимающем
сознании - другое, а потому и неясно,
каким образом это сознание выше чем
воспринимающее сознание и т.д.
Нам
необходимо рассмотреть, как это
воспринимающее сознание мучается в
этих своих предрассудках и фикциях.
То есть как его собственная
ограниченность как формации
развития мышления, с необходимостью
вызывает все фикции, очарования и
разочарования. То есть необходимо
рассмотреть воспринимающее
сознание из него же самого, в его
собственном процессе. Надо оставить
царский путь внешним образом понять
что то, а необходимо рассмотреть
куда это сознание идет в себе и из
себя самого. Распад неистинного и
должен привести к выявлению
истинного которое здесь содержится.
Воспринимающее
сознание выступает не как
чувственная непосредственность, а
как чувственность
опосредствованная в себе, чем и
является для сознания предмет и его
свойства. чувственное сознание же
занято непосредственной
чувственной определенностью любого
предмета, не более. Многообразие
здесь налицо, но оно не существует
для самого чувственного сознания,так
как непосредственность отношения к
предмету не дает чувственному
сознанию какую нибудь рефлексию в
отношении предмета. Поэтому это
сознание не знает ни себя, ни
предмета, не их отношения.
Для того
чтобы выступило воспринимающее
сознание нужно наряду с
многообразием, момент единства,
который возможен при некотором
опосредствовании, рефлексии,
различении и отношении.
Это мы и
имеем в начале воспринимающем
сознании: сам предмет выступивший
для этого сознания как вещь и
свойства указывает на различие
многообразия и его единства, это
единство и необходимо для
воспринимающего сознания .
Значит
воспринимающее сознание не только
воспринимает многообразие
чувственного, но и соотносится,
сопоставляется и т.п. - То есть
отправляйтесь от содержания и оно
выведет, как у нас говорят. И это
действительно начало опыта.
Рассмотрим
что здесь происходит. В
антропологической формации
сознание у нас возникло как
абстрактно тождественное себе и
потому оно абсолютно
бессодержательно, а всякое
содержание черпается извне, в
предмете. В воспринимающеме
сознании тождество себе
выставляется как принцип:
воспринимая - сохранять принцип
тождества А=А, но и предмет согласно
этому принципу должен быть А=А. И
воспринимающее сознание полагает,
что придерживаясь этого принципа
оно избавится от всяких
противоречий и будет иметь дело с
истиной предмета, который
воспринимается чистым, ничего не
вносящим от себя, сознанием. Это и
есть знаменитая теория отражения.
Здесь
воспринимающее сознание прежде
всего набредает на вещь как на
чувственно единичное, которая
одновременно выступает здесь как
чувственная всеобщность - так как
это уже не чувственное а
воспринимающее сознание . Значит
бытие воспринимающего сознания
есть единичная вещь, обладающая
свойствами, которые воспринимаются
как определенность вещи.
Свойство
же есть отрицание единичности вещи,
а всеобщность свойства и
единичность вещи составляют
абсолютное противоречие: между
единичностью и всеобщностью не
может быть ничего общего, как одной
и той же определенности содержания
присущей про-тивоположным моментам.
И это впервые открыл Декарт, взяв
так называемое бытие материалистов
и мышление идеалистов и рассмотрев
их в чистоте обнаружил, что сколько
не анализируй бытие - в нем
непосредственно не найдешь
мышление и наоборот. То есть бытие в
воспринимающем сознании сначала
было как простая чувственная
единичность - то как общее бытие, то
как теперь - исключающее бытие
одного. Но вещь обладает многими
свойствами и опять кажется что
воспринимающее сознание ошибалось:
что бытие это бытие одного - многие
свойства принадлежат одной этой
вещи и она оказывается абсолютной
терпимостью этих разнообразных
свойств. Свойства исключают друг
друга и саму вещь, а значит и тут
воспринимающее сознание ошиблось и
надо вернуться к истинной
определенности вещи.
Свойства
исключая друг друга - исключают и
единство их как вещь, и потому
единство не может быть вмещавшим в
себя бесконечное многообразие
свойств, а потому истинное бытие
должно быть простым, единственным
свойством существующим самим по
себе, но это и есть первоначальное
бытие - чувственное бытие. А с
воспринимающим сознанием произошло
настоящее самоотчуждение и оно
упало вновь в чувственное сознание.
То есть
воспринимающее сознание, проводя
необходимо принцип абстрактного
тождества, пришло к предмету как
чувственно единичному, без
различенности и соотношения. А
вначале для воспринимающего
сознания имели сущее как всеобщее,
как вещь и свойства, и само
воспринимающее сознание
превращается в свою противть -
чувственное сознание.
Поэтому
чувственное сознание опять
вынуждено проделать все заново от
предмета как "этого" и "здесь".
Воспринимающее сознание приходит к
важному выводу, что все что было с
вещью и ее свойствами пришло к
такому результату потому, что
воспринимающему сознанию не
уберечь своей чистоты и пассивности:
оно из истинного предмета
погрузилось в отношение к себе
самому. В этом отношении по кругу: от
чувствеггого сознания к
воспринимающему сознанию и опять к
чувственному сознанию - просыпается
форма рефлексии. Поэтому можно
сейчас различить чистый процесс
восприятия предмета без искажений и
воспринимающее сознание как
источник искажений. И если
чувственное сознание пришло к
выводу, что предмет неистинен, то
для воспринимающего сознания
наоборот - предмет субстанцинальное,
существует сам по себе и не
нуждается в воспринимающем
сознании. И поскольку
воспринимающее сознание раскрывает,
что источник заблуждения оно само, а
не предмет - оно, в духе перестройки,
стремится к тому что бы чистое
восприятие отделить от рефлексии в
себя, как источника заблуждения - не
надо из предмета возвращаться в
себя. Но это сознание не знает, что
при таком погружении в предмет
исчезает наше воспринимающее Я, а
потому и сам предмет, так как
предмет есть как предмет только для
воспринимающего сознания .
Итак,
поскольку сознание осознало, что
всякое различение имеет источник в
самом воспринимающем сознании, в
его рефлексии в себя - постольку
теперь предмет удерживается как
тождественный себе, но это и есть
предмет как одно, поглотившее все
иное, как чистый атом Левкиппа,
Демокрита, Эпикура, Гассенди и
современного материализма. И
воспринимающее сознание знает, что
как только возникает что то
различенное - то это иллюзии самого
воспринимающего сознания, а
обнаруживаемые свойства у предмета
приписывает своей рефлексии, а
предмет лишь тождество себе. Для
воспринимающего сознания остается
неясным, почему одно исключает
другое, иное. Одно в воспринимающем
сознании есть тождество себе, но что
бы исключать иное, одно не может
быть абстрактно тождественно себе,
а должно иметь определенное
отношение к себе. А значит у одного и
иного должна быть определенность,
которой они исключают друг друга. И
обнаруживается неприятное для
воспринимающего сознания: истинным
бытием предмет существует как одно,
но существуют другие вещи, которые
не просто одно, а определенность в
себе как свойства. И оказывается что
неистинное бытие вещи есть
безразличное всеобщее ее
многообразных свойств. То есть
воспринимающее сознание не
допуская рефлексии и оставаясь
тождественным себе, будучи
абсолютно последовательным
получило прямо противоположное
началу воспринимающего сознания
уже по второму кругу: вместо одного,
исключающего все иное, получило
всеобщее равнодушно включающее в
себя все иное.
Здесь
воспринимающее сознание получает
для себя знание, что не только
сознание впало в рефлексию в себе
воспринимая истинное бытие
предмета на первом круге, - но пройдя
по второму кругу и оставляя все
многообразие на себя, получает, что
предмет все равно перешел в свою
противоположность. И сознание с
необходимостью приходит к выводу,
что не только воспринимающее
сознание ценой рефлексии впадает в
противоречие с собой, в
определенность отношения с собой, -
но и предмет тем же страдает: и у
предмета не одно, а двойное бытие. И
сознание приходит к выводу, что если
уж "перестраивать", то не
только себя но и предмет, так как и
он оказался столь же превратен и
впадает в отрицание себя. А значит
остается рассмотреть моменты
движения предмета и сознания вцелом.
vispir.narod.ru
|