ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ
ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
ГЕГЕЛЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
4.XI.1987
Итак, основным моментом
антропологической формы является
то, что это уже человеческий дух, но
в природной определенности - то есть
всеобщая душа уже не является
органической природой. Человек
выступает здесь не просто как
продукт природы, а в различии от
природного мира. Не поняв этого
момента, не поймем и точку зрения
Гегеля.
Антропология до Гегеля и
сейчас занимается природной
определенностью человека, а не
развитием его духовного момента, в
то время как для Гегеля духовный
момент выступает главным в его
рассмотрении души. Его интересует
развитие высшей формы
человеческого духа, разумного
мышления, а значит диалектического
уже в антропологической форме.
Можно сказать что Гегель занимается
узурпацией, так как этим следовало
бы заниматься опытной науке о
человеке и его истории, но коль она
не делала этого до Гегеля и не
делает по сей день, Гегель и берет на
себя эту задачу. В рассмотрении
антропологической формы выступает
только диалектический метод, хотя
сам Гегель считал что он занимается
философией и ее содержанием, потому
что для Гегеля всякое содержание
реально в природе и обществе, а
потому так или иначе должно быть
реализацией всеобщего единства
природы и духа, бытия и мышления.
Итак, антропологическая
форма является непосредственным
единством души и жизни природы. До
Гегеля и по сей день это является
предметом особого внимания, так как
проблема связи человека и космоса и
сейчас остается злобой дня. Но эта
точка зрения имеет несознаваемую
предпосылку, что человек является
продуктом природы и мы увидим к
каким несуразным и реакционным
последствиям это приводит.
Человек не продукт
природы, таковым является животное.
Если же материя как единичное есть
начало всего и вся, а остальное
определяемое, акциденция, модус и т.п.,
то человек как природное существо
должен тогда подчиняться природной
определенности. А это значит
отсутствие самостоятельности и
свободы человека, упразднение
совести и нравственности. Тогда
истина только и коренится в природе,
а в человеке имеем деградацию
природной истины и тем приходим к
необходимости первобытного
райского состояния.
Современный марксизм не
сводит концы с концами когда
объявляет практику критерием
движения к истине, а с другой
стороны - человек продукт природы.
Гегель стоит не точке зрения
диалектики, а предпосылки которые
кажутся выступающими как
обуславливающие снимаются как
только выступает обуславливаемое и
выступившее делает обуславливающее
таким, что оно теперь обусловленное.
Проще говоря, предпосылки снимаются
в своей самостоятельности и
превращаются в починённые моменты
выступившего существования. Это то
что Маркс называет рассмотрением
формаций в процессе осуществления,
а следовательно с ее преходящей
стороны. Но до сих пор раздаются
писки, что если смотреть на
человеческий дух как на реальность
более высокую чем природа, то это
махровый идеализм. Но Гегель в целом
прав, что реальность духа является
более истинной чем природа и суть
здесь состоит в том, что единство
формы и содержания в
антропологической форме является
более развитым, чем даже в
органической формации природы - это
способ существования человеческого
духа.
В целом жизнь со стороны
духовного момента оказывается
необусловленной солнечной системой,
расположением планет и т.д. - то есть
астрология отметается. Законы
действующие в душе более развитые
чем в природе и Гегель правильно
понимает качественную
различенность этих формаций, как
следствие диалектического перехода,
а не эвалюционной постепенностью и
лишь количественным изменением.
Достижение природной
души в том, что природная реальность
уже подверглась отрицанию, но с
другой стороны эта реальность став
всеобщей остается еще
непосредственной. Снятие этой
непосредственности и есть
диалектический процесс развития
души. Отсюда следует что
первоначальная определенность души
может быть только всеобщей и
абстрактной, так как абстрактность
и означает характер природности.
Душа в таком различении и
выступает как различие рас. Расы
теснейшим образом связаны с
природной определенностью
самостоятельно существующей для
природной души. В расах больше
всего и чувствуется природная
обусловленность. В этой фазе
развития человек еще максимально
определен природой, хотя уже и не
сводится к природному продукту, и
существует даже только за счет
отрицания природного. По природному
моменту различие рас обусловлено
физической определенностью
поверхности земного шара. Хотя в
природе в целом и господствует
случайность, но она не единственна и
абсолютна, иначе мы попадаем в
абсолютность природы - в этой форме
случайности прокладывает себе
дорогу необходимость. В процессе
природы все более снимается
случайность и обнаруживает себя
необходимость и в органической
природе необходимость уже
определяет.
Гегель различает три
момента физической определенности
земли: природную
непосредственную неразличённость
африканского континента, где нет
контрастов физической физиономии.
Второй момент Азия, с
противоположностями гор и долин. И
третий Европа, которая по
физической определенности
соединение первых двух. Гегель
схватывает основные моменты
физической определенности. Важно
отметить, что третий момент у него
не единство двух первых, а
соединение - в природе мы еще не
можем иметь единство
противоположных моментов иначе они
были бы сняты и природа свое
развитие здесь и закончила.
Особенность природы как формации
всеобщего и определяет, что в
природе имеет место только
соединение, сочетание, смешение, но
не единство.
Соответственно природной
обусловленности выступают и расы -
африканская, азиатская и более
развитая, кавказская. Важнейшим
моментом физической определенности
рас является лицо и череп. Если мы
станем на точку зрения, к примеру,
Чернышевского, то человек будет
продуктом природы и расовые
различия, будучи природной
необходимостью, вечны и не могут
быть сняты. А это значит, что точка
зрения исторического материализма
является теорией расизма. - Одни
расы являются носителями
человеческого облика, а другие
являются полулюдьми и практическое
отношение ясно - следует избавиться
от этих ублюдков, что бы оставить
чистоту человеческой расы.
Согласно Гегелю, душа в африканской
расе выступает как определяемая
своей непосредственной формой
реальности, поэтому духовное
содержание здесь, природная
непосредственность - все природные
интересы представляют здесь
абсолютный спектр. Но если здесь что
и обнаруживает себя из этой
ограниченности и единичного
содержания, это то что отличается и
в то же время ничего не значит, как
только перестает удовлетворять
природным интересам
антропологической формы. Это
выражается не только в практической,
но и в религиозной форме, как
отношение африканской расы к своим
фетишам. - Раз но не служит
удовлетворению моих целей - он
непригоден. Религиозное чувство
имеет здесь самое примитивное
состояние - к фетишизму обращаются в
предчувствии того, что за единичным
есть нечто более значимое,
существенное, чем само единичное, но
это существенное ищется в
непосредственно природном
единичном, поэтому любой камень,
пень, может служить фетишем. Для азиатской расы
для физической определенности
характерна полярность. Природная
экстенсивность (суетность движений,
перемещений и т.п.), с другой стороны
- штиль, спокойствие. В духовной
деятельности то же: есть
предчувствие всеобщего, выходящего
за рамки единичного, но это всеобщее
должно наличествовать в живой
индивидуальности. Отсюда Далай Лама,
живой Бог, или как у нас выбирают
президента. Наличие всеобщего
у восточных рас признается за
наличие философии. Заметьте, ели
африканская раса поклоняется вещам
природы, то азиатская поклоняется
тому, для чего в африканской расе и
выступал фетиш. Здесь совершается
снятие первоначальной формы
фетишизма как природного
единичного и выступление второй
формы фетиша в качестве единичного
человеческого существа. ТО есть
фетишизм историчен и диалектичен в
своем развитии. В буддизме имеем
уже расширение в форме человеческой
индивидуальности до абстрактной
всеобщности - всеобщее есть во всем.
Но что означает это присутствие во
всем? Здесь два варианта. Всеобщее
как парциляризированное: дерево -
Бог, солнце - Бог, осел - Бог и т.д. Это
первый момент к которому приходит
история развития человеческого
духа - впрочем наш диамат до сих пор
ищет всеобщее в единичном... Но
наличие всеобщего во всем может
означать и противоположное, что
хотя всеобщее и присутствует во
всем, но есть единое всеобщее и это
третий момент, а вторым выступает
всеобщее отделенное от своего и
потому абстрактное. Этот момент то
же есть в азиатской расе.
Абстрактной всеобщности
соответствует исключительно
природная единичность, как
оборотная сторона, поэтому способ
восточной жизни с одной стороны
погружается в абстракцию всеобщего
и может без конца повторять "ОУМ-ОУМ",
что бы погружаясь в свою внутреннюю
абстрактную всеобщность достигнуть
единства с Богом. То есть чем больше
исчезает определенность - тем более
этот индивид брама или даже сам Бог.
Но поскольку такой Бог не может
удержаться в своей всеобщей
абстрактной определенности,
постольку он набрасывается на все
единичное. То есть с одной стороны
удивительная возвышенность
характера - отказ от всего
единичного и частного, а с другой -
неистовство и жадность ко всему
единичному. Значит духовный момент
азиатской расы есть вечный маятник
между абстрактной всеобщностью и
природной единичностью содержания.
И отсюда то кажущаяся возвышенность
и благородство духа, то
удивительная природная низость. И только
европейская раса, согласно Гегелю и
это подтверждается в целом ходом
истории, приходит к конкретно
всеобщему - именно здесь всеобщее
получает самоопределение. Если
исходить из предпосылок
исторического материализма, то по
духовному отношению одни должны
быть рабами, рабочим скотом - то есть
теория расизма здесь завершена.
Чернышевский или Кропоткин с его
фундаментальными социологическими
понятиями нравственности или
социал-дарвинизм, где люди не просто
должны эксплуатировать, но и
пожирать друг друга - это конечно
шедевры мысли. Или зоологическая
эстетика, когда муравьи созидают
эстетические предметы даже не
догадываясь об этом. Это входит даже
в марксистскую эстетику как
биологически природного
эстетического - бобры, пчелы... По Гегелю, расы
являются такой формой различия
которая должна быть снята со
стороны природной и духовной
определенности. - Теория Гегеля
является абсолютным
антирасизмом. И суть здесь не в том,
что расы должны исчезнуть как
физическая определенность, а в том,
что расовое различие становится все
более подчиненным моментом по
мере развития форм духа. От механической
формы до разума у Энгельса
выступает процесс необходимости
разумной формы материи как высшей и
истинной ее реальности. Отсюда ясно,
почему Энгельс пришел позже к
выводу, что абсолютный идеализм
Гегеля и по форме и по содержанию
оказывается здесь материализмом.
Маркс, к примеру, тоже нигде не
говорил что последнее назначение
человека есть, пить, одеваться и
размножаться - но прежде всего
работать. Но это Маркс
рассматривает как предпосылки,
условия для развития человека как
человека. Это совсем не
коммунистическая погруженность в
труд. Коммунистический характер
труда это пребывание на заводах и
фабриках в течении суток - жизнь
отданная фабрикам... Поскольку
отношение природной реальности и
духа в расах еще таково, что она
представляет низшую форму
неразвитого противоречия по
различию моментов формы и
содержания и их тождества,
следующей определенностью
выступает определенность народного
духа. Народный дух это уже
определенность данного народа, то
есть особенная определенность
природы души. Этому моменту в
истории наиболее повезло, так как
уже искусство невозможно
представить без народного духа, так
как оно сразу теряет действительную
форму и содержание и становится
надисторическим. Поэтому Белинский
прав, разъясняя, что дух народа не
содержится в лаптях и вонючей
овчине - дух народа не вонюч,
наоборот, он является субстанцией
духовной жизни народа. Это означает
что все специфическое является
акциденциями чего то единого. И если
взять дух народа как проявление -
внутренняя связь этих проявлений и
есть субстанция. Но с другой стороны
эта субстанция как всеобщая
определенность содержится в
народном духе как реальная
возможность и сама связь субстанции
и явлений народного духа является
еще неопосредствованной. Поэтому
предлагать спор о том содержит ли то
или иное произведение искусства
народный дух бессмысленно. Поэтому
возьмите, к примеру, статьи К******* по
истории искусств: автор на
протяжении долгой жизни с высокими
постами и большими окладами всю
жизнь рассматривал ту же ступень
искусства, но приходил к
диаметрально противоположным
мнениям. И это не его вина - это
невозможность раскрыть духовную
субстанцию народа по ее акциденциям.
Что бы сделать ее уловимой
требуется выйти за пределы
данной исторической формации и
посредством диалектического
мышления придти к диалектическому
процессу. Именно тогда раскроется
отношение субстанции и акциденций
для для различных исторических
формаций. Народный
дух не достиг еще определенности
так как это только особенная форма
всеобщей природы души. В связи с
этим Гегель подробно рассматривает
в чем состоит этот дух народа у
разных народов - это понимается без
труда. Но основную тенденцию
следует рассмотреть так как Гегель
ее излагает плохо и даже неряшливо. Антропологическая
форма развития народного духа имеет
еще природную определенность и если
рассматривать только этот момент,
мы сразу оказываемся в естественной
истории человека вместе с
Герасимовым и компанией, так как это
природный генезис индивида
определенного народа. Второй момент
это всемирно исторический процесс
этого народа, и остановившись на
этом моменте мы оказываемся за
пределами антропологической формы
духа. То есть одним моментом мы до
формы души - в процессе
физиологического генезиса индивида,
то есть в пределах органической
формации - во втором моменте - за
пределами, в более высокой сфере
исторического процесса: первый
момент - естественность, второй -
историчность. Вот откуда у Маркса
определение исторических формаций
как естественно-исторических. А это
и есть генезис народа до вхождения
народа на ступень всемирно
исторического процесса.
Petropolis
- 2004
vispir^press
|
|
|