ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ

ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ



4.XI.1987

       Итак, основным моментом антропологической формы является то, что это уже человеческий дух, но в природной определенности - то есть всеобщая душа уже не является органической природой. Человек выступает здесь не просто как продукт природы, а в различии от природного мира. Не поняв этого момента, не поймем и точку зрения Гегеля.
    Антропология до Гегеля и сейчас занимается природной определенностью человека, а не развитием его духовного момента, в то время как для Гегеля духовный момент выступает главным в его рассмотрении души. Его интересует развитие высшей формы человеческого духа, разумного мышления, а значит диалектического уже в антропологической форме. Можно сказать что Гегель занимается узурпацией, так как этим следовало бы заниматься опытной науке о человеке и его истории, но коль она не делала этого до Гегеля и не делает по сей день, Гегель и берет на себя эту задачу. В рассмотрении антропологической формы выступает только диалектический метод, хотя сам Гегель считал что он занимается философией и ее содержанием, потому что для Гегеля всякое содержание реально в природе и обществе, а потому так или иначе должно быть реализацией всеобщего единства природы и духа, бытия и мышления.
    Итак, антропологическая форма является непосредственным единством души и жизни природы. До Гегеля и по сей день это является предметом особого внимания, так как проблема связи человека и космоса и сейчас остается злобой дня. Но эта точка зрения имеет несознаваемую предпосылку, что человек является продуктом природы и мы увидим к каким несуразным и реакционным последствиям  это приводит.
    Человек не продукт природы, таковым является животное. Если же материя как единичное есть начало всего и вся, а остальное определяемое, акциденция, модус и т.п., то человек как природное существо должен тогда подчиняться природной определенности. А это значит отсутствие самостоятельности и свободы человека, упразднение совести и нравственности. Тогда истина только и коренится в природе, а в человеке имеем деградацию природной истины и тем приходим к необходимости первобытного райского состояния.
    Современный марксизм не сводит концы с концами когда объявляет практику критерием движения к истине, а с другой стороны - человек продукт природы. Гегель стоит не точке зрения диалектики, а предпосылки которые кажутся выступающими как обуславливающие снимаются как только выступает обуславливаемое и выступившее делает обуславливающее таким, что оно теперь обусловленное. Проще говоря, предпосылки снимаются в своей самостоятельности и превращаются в починённые моменты выступившего существования. Это то что Маркс называет рассмотрением формаций в процессе осуществления, а следовательно с ее преходящей стороны. Но до сих пор раздаются писки, что если смотреть на человеческий дух как на реальность более высокую чем природа, то это махровый идеализм. Но Гегель в целом прав, что реальность духа является более истинной чем природа и суть здесь состоит в том, что единство формы и содержания в антропологической форме является более развитым, чем даже в органической формации природы - это способ существования человеческого духа.
    В целом жизнь со стороны духовного момента оказывается необусловленной солнечной системой, расположением планет и т.д. - то есть астрология отметается. Законы действующие в душе более развитые чем в природе и Гегель правильно понимает качественную различенность этих формаций, как следствие диалектического перехода, а не эвалюционной постепенностью и лишь количественным изменением.
    Достижение природной души в том, что природная реальность уже подверглась отрицанию, но с другой стороны эта реальность став всеобщей остается еще непосредственной. Снятие этой непосредственности и есть диалектический процесс развития души. Отсюда следует что первоначальная определенность души может быть только всеобщей и абстрактной, так как абстрактность и означает характер природности.
    Душа в таком различении и выступает как различие рас. Расы теснейшим образом связаны с природной определенностью самостоятельно существующей для природной души. В расах больше всего и чувствуется природная обусловленность. В этой фазе развития человек еще максимально определен природой, хотя уже и не сводится к природному продукту, и существует даже только за счет отрицания природного. По природному моменту различие рас обусловлено физической определенностью поверхности земного шара. Хотя в природе в целом и господствует случайность, но она не единственна и абсолютна, иначе мы попадаем в абсолютность природы - в этой форме случайности прокладывает себе дорогу необходимость. В процессе природы все более снимается случайность и обнаруживает себя необходимость и в органической природе необходимость уже определяет.
    Гегель различает три момента физической определенности земли: природную непосредственную неразличённость африканского континента, где нет контрастов физической физиономии. Второй момент Азия, с противоположностями гор и долин. И третий Европа, которая по физической определенности соединение первых двух. Гегель схватывает основные моменты физической определенности. Важно отметить, что третий момент у него не единство двух первых, а соединение - в природе мы еще не можем иметь единство противоположных моментов иначе они были бы сняты и природа свое развитие здесь и закончила. Особенность природы как формации всеобщего и определяет, что в природе имеет место только соединение, сочетание, смешение, но не единство.
    Соответственно природной обусловленности выступают и расы - африканская, азиатская и более развитая, кавказская. Важнейшим моментом физической определенности рас является лицо и череп. Если мы станем на точку зрения, к примеру, Чернышевского, то человек будет продуктом природы и расовые различия, будучи природной необходимостью, вечны и не могут быть сняты. А это значит, что точка зрения исторического материализма является теорией расизма. - Одни расы являются носителями человеческого облика, а другие являются полулюдьми и практическое отношение ясно - следует избавиться от этих ублюдков, что бы оставить чистоту человеческой расы.
    Согласно Гегелю, душа в африканской расе выступает как определяемая своей непосредственной формой реальности, поэтому духовное содержание здесь, природная непосредственность - все природные интересы представляют здесь абсолютный спектр. Но если здесь что и обнаруживает себя из этой ограниченности и единичного содержания, это то что отличается и в то же время ничего не значит, как только перестает удовлетворять природным интересам антропологической формы. Это выражается не только в практической, но и в религиозной форме, как отношение африканской расы к своим фетишам. - Раз но не служит удовлетворению моих целей - он непригоден. Религиозное чувство имеет здесь самое примитивное состояние - к фетишизму обращаются в предчувствии того, что за единичным есть нечто более значимое, существенное, чем само единичное, но это существенное ищется в непосредственно природном единичном, поэтому любой камень, пень, может служить фетишем.
   Для азиатской расы для физической определенности характерна полярность. Природная экстенсивность (суетность движений, перемещений и т.п.), с другой стороны - штиль, спокойствие. В духовной деятельности то же: есть предчувствие всеобщего, выходящего за рамки единичного, но это всеобщее должно наличествовать в живой индивидуальности. Отсюда Далай Лама, живой Бог, или как у нас выбирают президента.
   Наличие всеобщего у восточных рас признается за наличие философии. Заметьте, ели африканская раса поклоняется вещам природы, то азиатская поклоняется тому, для чего в африканской расе и выступал фетиш. Здесь совершается снятие первоначальной формы фетишизма как природного единичного и выступление второй формы фетиша в качестве единичного человеческого существа. ТО есть фетишизм историчен и диалектичен в своем развитии.
   В буддизме имеем уже расширение в форме человеческой индивидуальности до абстрактной всеобщности - всеобщее есть во всем. Но что означает это присутствие во всем? Здесь два варианта. Всеобщее как парциляризированное: дерево - Бог, солнце - Бог, осел - Бог и т.д. Это первый момент к которому приходит история развития человеческого духа - впрочем наш диамат до сих пор ищет всеобщее в единичном... Но наличие всеобщего во всем может означать и противоположное, что хотя всеобщее и присутствует во всем, но есть единое всеобщее и это третий момент, а вторым выступает всеобщее отделенное от своего и потому абстрактное. Этот момент то же есть в азиатской расе. Абстрактной всеобщности соответствует исключительно природная единичность, как оборотная сторона, поэтому способ восточной жизни с одной стороны погружается в абстракцию всеобщего и может без конца повторять "ОУМ-ОУМ", что бы погружаясь в свою внутреннюю абстрактную всеобщность достигнуть единства с Богом. То есть чем больше исчезает определенность - тем более этот индивид брама или даже сам Бог. Но поскольку такой Бог не может удержаться в своей всеобщей абстрактной определенности, постольку он набрасывается на все единичное. То есть с одной стороны удивительная возвышенность характера - отказ от всего единичного и частного, а с другой - неистовство и жадность ко всему единичному. Значит духовный момент азиатской расы есть вечный маятник между абстрактной всеобщностью и природной единичностью содержания. И отсюда то кажущаяся возвышенность и благородство духа, то удивительная природная низость.
   И только европейская раса, согласно Гегелю и это подтверждается в целом ходом истории, приходит к конкретно всеобщему - именно здесь всеобщее получает самоопределение. Если исходить из предпосылок  исторического материализма, то по духовному отношению одни должны быть рабами, рабочим скотом - то есть теория расизма здесь завершена. Чернышевский или Кропоткин с его фундаментальными социологическими понятиями нравственности или социал-дарвинизм, где люди не просто должны эксплуатировать, но и пожирать друг друга - это конечно шедевры мысли. Или зоологическая эстетика, когда муравьи созидают эстетические предметы даже не догадываясь об этом. Это входит даже в марксистскую эстетику как биологически природного эстетического - бобры, пчелы...
   По Гегелю, расы являются такой формой различия которая должна быть снята  со стороны природной и духовной определенности. - Теория Гегеля является абсолютным  антирасизмом. И суть здесь не в том, что расы должны исчезнуть как физическая определенность, а в том, что расовое различие становится все более  подчиненным моментом по мере развития форм духа.
   От механической формы до разума у Энгельса выступает процесс необходимости разумной формы материи как высшей и истинной ее реальности. Отсюда ясно, почему Энгельс пришел позже к выводу, что абсолютный идеализм Гегеля и по форме и по содержанию оказывается здесь материализмом. Маркс, к примеру, тоже нигде не говорил что последнее назначение человека есть, пить, одеваться и размножаться - но прежде всего работать. Но это Маркс рассматривает как предпосылки, условия для развития человека как человека. Это совсем не коммунистическая погруженность в труд. Коммунистический характер труда это пребывание на заводах и фабриках в течении суток - жизнь отданная фабрикам...
   Поскольку отношение природной реальности и духа в расах еще таково, что она представляет низшую форму неразвитого противоречия по различию моментов формы и содержания и их тождества, следующей определенностью выступает определенность народного духа. Народный дух это уже определенность данного народа, то есть особенная определенность природы души.
   Этому моменту в истории наиболее повезло, так как уже искусство невозможно представить без народного духа, так как оно сразу теряет действительную форму и содержание и становится надисторическим. Поэтому Белинский прав, разъясняя, что дух народа не содержится в лаптях и вонючей овчине - дух народа не вонюч, наоборот, он является субстанцией духовной жизни народа. Это означает что все специфическое является акциденциями чего то единого. И если взять дух народа как проявление - внутренняя связь этих проявлений и есть субстанция. Но с другой стороны эта субстанция как всеобщая определенность содержится в народном духе как реальная возможность и сама связь субстанции и явлений народного духа является еще неопосредствованной. Поэтому предлагать спор о том содержит ли то или иное произведение искусства народный дух бессмысленно. Поэтому возьмите, к примеру, статьи К******* по истории искусств: автор на протяжении долгой жизни с высокими постами и большими окладами всю жизнь рассматривал ту же ступень искусства, но приходил к диаметрально противоположным мнениям. И это не его вина - это невозможность раскрыть духовную субстанцию народа по ее акциденциям. Что бы сделать ее уловимой требуется  выйти за пределы данной исторической формации и посредством диалектического мышления придти к диалектическому процессу. Именно тогда раскроется отношение субстанции и акциденций для для различных исторических формаций.
   Народный дух не достиг еще определенности так как это только особенная форма всеобщей природы души. В связи с этим Гегель подробно рассматривает в чем состоит этот дух народа у разных народов - это понимается без труда. Но основную тенденцию следует рассмотреть так как Гегель ее излагает плохо и даже неряшливо.
   Антропологическая форма развития народного духа имеет еще природную определенность и если рассматривать только этот момент, мы сразу оказываемся в естественной истории человека вместе с Герасимовым и компанией, так как это природный генезис индивида определенного народа. Второй момент это всемирно исторический процесс этого народа, и остановившись на этом моменте мы оказываемся за пределами антропологической формы духа. То есть одним моментом мы до формы души - в процессе физиологического генезиса индивида, то есть в пределах органической формации - во втором моменте - за пределами, в более высокой сфере исторического процесса: первый момент - естественность, второй - историчность. Вот откуда у Маркса определение исторических формаций как естественно-исторических. А это и есть генезис народа до вхождения народа на ступень всемирно исторического процесса. 


Petropolis - 2004

vispir^press

 

be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2004 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz