ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ
ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
ГЕГЕЛЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
2.XII.1987
Мы установили, что изменения в
индивидуальной душе протекают в виде
ступеней возраста, реальная же
противоположность достигается в
отношении полов. Далее мы рассмотрели
пробуждение души, которое связано
эмпирически с состояниями сна и
бодрствования. Этот момент оказался
для нас самым главным, так как
оказалось, что смена сна и
бодрствования не уходит в дурную
бесконечность, а наоборот, в этом
взаимопереходе впервые стало
проявляться единство
противоположностей, то есть всеобщее
этих односторонних моментов.
В смене состояний сна и
бодрствования мы впервые получили
развитую определенность субстанции и
субъективности, которая
присутствовала и в смене возрастов, и
в отношении полов, а достигла
определенности только здесь. И
получив это всеобщее единство,
отличающее себя от непосредственного
бытия души, мы этим и получаем
ощущение. На этом мы с вами и
остановились, зафиксировав, что
ощущение это есть, если идти по
процессу происхождения, выступление
самого способа ощущения - разделение
первоначально неразличенной
всеобщности индивидуальной души, ее
сущности, субстанционального
единства. Если же брать способ
ощущения как выступивший момент,
следует сказать, что ощущение есть
различение природной души на ее
субстанциональность и для себя бытие.
Для себя бытие есть
категория всего что существует в
природе, обществе и мышлении, только
содержание этой категории везде
различно и соответствует ступеням.
Если брать развитую форму для себя
бытия, то это рассудок и разум,
основанием чего выступает кратко Я,
единство самосознания. А в ощущении,
как способе природной души, об этом
для себя бытии речь идти не может. Но
нам важно зафиксировать, что вместе с
ощущением впервые выступает
необходимость в ступенях развития
души эта простейшая, примитивная
форма для себя бытия. То есть ощущение
есть первоначальная форма генезиса
всех форм духовной деятельности
человека - оно достаточно сильно
отличается от предшествующих
ступеней души.
Мы остановились на
содержании ощущения, рассмотрим далее
и форму ощущения, которая не есть
нечто пассивное как она
представляется в нашей литературе.
Формация ощущения для нас важна
потому, что в ней впервые происходит
формирование того, сто дальше
выступит как сознание. То есть мы
имеем дело с зародышем сознания в
форме ощущающей души. В этом важность
момента.
По содержанию ощущение
часто сводят, что оно что то
ощущает в качестве вне существующего.
На этом стоят учения английских,
французских и русских материалистов -
есть внешнее, оно ощущается - так и
возникает ощущение. Но предпосылкой
этого положения является то, что
ощущение есть субъективная пустая
форма и потому достаточно иметь что то
вне ощущения в своей определенности и
вводить это в пустую форму ощущения.
Но это предпосылка ложная. Возьмем,
для примера, более развитую и
доступную форму - взгляд чувственно
рассудочного сознания на мир.
Кто не знает, что существует
внешний мир и индивид к нему как то
относится, усваивает и т.д. Красивая и
понятная концепция, но здесь
субъективное полагается как
имеющееся. А когда рассудок исходит из
имеющегося и потом пытается доказать
его происхождение - тут и начинаются
злоключения рассудочного мышления. Но
правда ли что внешний мир есть как
нечто данное? Вопрос простой и
коварный, и если по существу
посмотреть, то ясно, что внешнего мира
как данного не существует.
Мне на этом факультете
пришлось не раз вести полемику, правда
в другой форме, по поводу пресловутой
предпосылки, что якобы диалектический
материализм исходит из первичности
объекта и вторичности субъекта. Но это
та же предпосылка, но иная по
содержанию - на ней построена вся
несуразность современного
псевдофилософствования.
Итак, действительно ли
внешний мир исходным образом
существует как внешний мир? Внешний
мир есть, а все субъективное должно
последовать. Но для кого он внешний,
если еще нет субъективного? Значит он
может быть внешним для себя самого как
внешний - но внешний не может
существовать для внешнего, иначе
остается что внешний мир есть внешний
для его внутреннего или находящегося
вне этого мира и предшествующего ему.
Здесь раскрываются все исторически
возможные варианты теизма, деизма,
дуализма - все разновидности
абсолютного первоначала и
находящиеся вне мира и
предшествующего ему или сидящего | |