ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ
ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
ГЕГЕЛЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
9.9.87
Тема такова, что мы должны
рассмотреть, что происходит с
сознанием, и в том числе процесс
снятия всех форм сознания. То есть
диалектика не невинное нечто, что
признает, что нечто существует, а
рассматривает не только
необходимость, но и преходящность
форм.
Исходным пунктом служит
сознание. В целом и в основном
материалом для рассмотрения будет
служить "Философия духа". Но
тут и начинаются разные "но".
"Философия духа" работа
небольшая - треть "Энциклопедии
философских наук" и является
третим моментом философии Гегеля.
Значит хотим мы этого субъективно
или нет, мы вынуждены принять во
внимание, что представляют собой
предпосылки духа, то есть что такое
абсолютная идея и что такое природа.
То есть должны рассматривать
вкратце и "Науку логики" и "Философию
природы".
В прошлом году по
независящим от меня
обстоятельствам мне не пришлось
завершить курс по философии природы
Гегеля. И вам придется
самостоятельно взять третий раздел
для проработки. Без этого вам трудно
будет схватывать, что является
простейшим в рассмотрении духа.
Литература по "Философии
духа" и "Науке логики" Гегеля
настолько богата содержанием, но
так нигде и не выясняется главное,
как бытие вследствие собственной
диалектики становится мышлением и
как это мышление проходит все
ступени развития и достигает
философского познания - то есть
познания того, что есть единое сущее
всего существующего. Вот о чем, в
двух словах, идет речь в "Науке
логики".
В целом мы знаем, что
такое это всеобщее единство бытия м
мышления, какова его природа. И
Гегелем в "НЛ" дано уже решение
того,как быти е становитися
мышлением, и как мышление образует
процесс развертывания, то есть
решен основной фопрос философии в
двух его сторонах - и ничему более
"НЛ" не посвящена.
Следует сказать, что "НЛ"
не имеет аналогов, так как никто до и
после не ставил задачи рассмотреть
как мышление возникает из бытия, как
дух возникает из природы.И ни одна
сислема не могла дать,так как
исторически был раскол на эмпиризм
и рационализм и это исключило
возможность решения самой
философской проблемы.
В современном
философствовании у нас и за рубежем
нет даже попытки показать, как
природа становится духом, бытие -
мышлением.Все идет не дальше
субьективного постулирования - мы
считает что бытие первично а
мышление вторично. Но это не наука,
это вера которая не лучше
позитивной религии. Наукой это
будет тогда, когда будет доказана
первичность бытия и показано, каким
образом бытие становится мышлением.
Гегель не только создал
определенное в своих предпосылках
решение основного вопроса
философии во всеобщей форме, но и
взял на себя труд показать, как этот
процесс развивается в особенных
формах природы и духа. И в этом
пункте он не имеет аналогов ни у
предшественников ни у
последователей. Задача у нас будет
рассмотреть,почему особенные формы
природы становятся формами духа, и
при этом не упускать всеобщую форму
единства бытия и мышления.
"Философия духа" является
труднейшей частью философии Гегеля,
и не потому что предмет обладает
треднодоступность для познания или
теоретического выражения, а потому
что дух это та форма существования,реальности,
где всеобщее и особенное начинают
раскрывать свое единство. То есть
дух в буквальном смысле слова есть
конкретное - то что мы не имели с
вами не в "НЛ", где
рассматривали всеобщее во всеобщей
форме и содержании, нив философии
природы, гле рассматривали
особенное всеобщего. А здесь
единичное не как эмпирическое, а как
конкретное единство особенного и
всеобщего.
При рассмотрении проблем
духа, его возникновения, отношения к
природе, нам и шагу не сделать, если
воспользуемся метафизическим
способом мышления. Этот метод тем и
экстравагантен, что всегда
оставляет особенное и всеобщее как
лежащие друг возле друга: всеобщее
это всеобщее, особенное это
особенное.А каково отношение, что и
описывается во всей философской
литературе, к примеру, идей и вещей у
Платона - какая то связь - подражание,
причастность, подобие и т.д. Все это
оказывается для нас неподходящим и
следует сразу приступать к
простейшим образованиям духа как
определенного противоречивого в
себе тождества особенного и
всеобщего.
И еще один момент. "Философия
духа" вам по составу известна -
субьективный дух, обьективный и
абсолбтный дух.Значит прежде всего
мы будем исследовать, как выступает
сознание, мышление, как оно меняется.
К тому же философия духа
разрабатывалась Гегелем не только в
логической форме, то есть в форме
подчиненной диалектике, но он
рассматривал и исторические формы
духа. И хотя в конечном итоге
исторический процесс подчинен
диалектическому методу, тем не
менее абстрагироваться от
реальности в историческом
рассмотрении нельзя. Поэтому
диалектический метод неотделим от
исторического характера развития
реальности исторических форм духа.
В наш просвященный век вошло
абстрактное отождествление в
философии исторического и
логического, где они представляют
собой отношение А=А. Это небывалый в
истории философии курьез, поэтому
вам стоит обратить внимание, что
логическая форма развития формаций
природы и духа не может быть
отождествлена с историческим
способом развития формаций. Но
между ними естьи существеннейшая
связь. Дело в том, что исторический
реальности форм духа, в своем
конечном результате должны
выступить в своем логическом
облачении. А поскольку я буду иметь
мало времени для вхождения в
историческую форму, вам следует
просмотреть, как эти формы духа
разрабатывались Гегелем в
историческом развитии бытия, в их
исторической реальности.
Первая - антропологическая форма
духа, не разрабатывалась Гегелем
исторически. Далее -
феноменологическая, она
разрабатывалась специально в "Феноменологии
духа" как введении в систему, как
поднятие индивида до философского
познания и его предмета, то можно
использовать эту работу, но с
условием не выпускать из вида, что
задача феноменологии, которая
предшествовала системе, и
феноменологической формы философии,
различны.
Большая "Феноменология"
имела целью ввести индивида, его
сознание, в предмет и философский
способ познания, в то время как
феноменология в "Философии духа"
является лишь определенной
формацией развития духа, выраженной
в логической форме. А это означает,
что содержание феноменологии духа
оказывается в весьма определенном и
конкретном отношении к тому
содержанию, которое выступает в "Философии
духа"
Обьективный дух
составляет общество в его основных
моментах права, морали,
нравственности. Этому посвящена
работа Гегеля "Филосовия права".
Она важна еще и потому что здесь
подробно освещается диалектический
метод, необходимый для рассмотрения
права и следовательно, общества.
Наконец, абсолютный дух -
искусство, религия, философия. В "Философии
духа" эти отделы в высшей степени
лаконичны и ето понятно - они
получили наиболее подробное
историческое изложение,
результатом которого и выступает
логическая форма.
Нам потребуется первый
том эстетики, где рассматривается
природа искусства. Для рассмотрения
религии - часть материала лекций по
философии религии - понятие религии,
до изложения исторических форм
религии. И наконец, философия. Здесь
остается одно - "Лекции по истории
философии".
В заключении мы
рассмотрим, что составляет
противоречие философии Гегеля. Что
заставило Маркся и Энгельса придти
к выводу, что философствование о
природе и обществе кончилось. Это
как раз то, что не нравится всем
профессорам по философии природы и
общества.
Как ближайшая задача ваим
необходима "Философия природы
начиная с органических форм природы.
И не упускайте из вида, что
логическая форма, которая по
видимости не присутствует здесь,
присутствует во всех формациях духа,
хотя и не будем здесь иметь дело с
бытием, ничто, становлением и т.д.
В последнее время
наблюдается чисто механическое
рассмотрение предмета и подведение
по аналогии диалектического
процесса. Но метод Гегеля не
сводится к диалектическому
процессу от бытия до мышления. Это
метод развития абсолютного понятия.
А вот почему это диалектика понятия,
а не бытия, ничто и т.д. - подумайте
самостоятельно.
Из вспомогательных
источников обязательно "Диалектика
природы" Энгельса под углом
зрения диалектического процесса
всех форм материи - от механического
перемещения до диалектического
мышления. Заодно вскройте ходячее
недоразумение о понятии материи.
Следует взять все работы Маркса и
Энгельса касающиеся
диалектического процесса всех
формаций общества. То есть
материалистическое понимание
истории вам потребуется не в
качестве дефиниции, а полное
развернутое представление: каково
соотношение главных моментов,
почему должен быть материализм и
почему диалектический метод.
Уяснить, почему несмотря на то, что
здесь имеется диалектическое
рассмотрение природы и общества -
это не является философией. Это
каверзный пункт, с которым
современная философия абсолютно не
справляется. Она по прежнему занята
философствованием о природе и
обществе; занимаются особенными
формациями природы и истории
общества и думают при этом что
заняты философией...
В течении сейместра я
постараюсь исчерпать всю философию
духа, начиная с сознания, в каком
отношении находится мышление к
природе и т.д.
vispir.narod.ru
|
|