ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ

ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ

 




9.9.87

   

Тема такова, что мы должны рассмотреть, что происходит с сознанием, и в том числе процесс снятия всех форм сознания. То есть диалектика не невинное нечто, что признает, что нечто существует, а рассматривает не только необходимость, но и преходящность форм.
    Исходным пунктом служит сознание. В целом и в основном материалом для рассмотрения будет служить "Философия духа". Но тут и начинаются разные "но". "Философия духа" работа небольшая - треть "Энциклопедии философских наук" и является третим моментом философии Гегеля. Значит хотим мы этого субъективно или нет, мы вынуждены принять во внимание, что представляют собой предпосылки духа, то есть что такое абсолютная идея и что такое природа. То есть должны рассматривать вкратце и "Науку логики" и "Философию природы".
    В прошлом году по независящим от меня обстоятельствам мне не пришлось завершить курс по философии природы Гегеля. И вам придется самостоятельно взять третий раздел для проработки. Без этого вам трудно будет схватывать, что является простейшим в рассмотрении духа.
    Литература по "Философии духа" и "Науке логики" Гегеля настолько богата содержанием, но так нигде и не выясняется главное, как бытие вследствие собственной диалектики становится мышлением и как это мышление проходит все ступени развития и достигает философского познания - то есть познания того, что есть единое сущее всего существующего. Вот о чем, в двух словах, идет речь в "Науке логики".
    В целом мы знаем, что такое это всеобщее единство бытия м мышления, какова его природа. И Гегелем в "НЛ" дано уже решение того,как быти е становитися мышлением, и как мышление образует процесс развертывания, то есть решен основной фопрос философии в двух его сторонах - и ничему более "НЛ" не посвящена.
    Следует сказать, что "НЛ" не имеет аналогов, так как никто до и после не ставил задачи рассмотреть как мышление возникает из бытия, как дух возникает из природы.И ни одна сислема не могла дать,так как исторически был раскол на эмпиризм и рационализм и это исключило возможность решения самой философской проблемы.
    В современном философствовании у нас и за рубежем нет даже попытки показать, как природа становится духом, бытие - мышлением.Все идет не дальше субьективного постулирования - мы считает что бытие первично а мышление вторично. Но это не наука, это вера которая не лучше позитивной религии. Наукой это будет тогда, когда будет доказана первичность бытия и показано, каким образом бытие становится мышлением.
    Гегель не только создал определенное в своих предпосылках решение основного вопроса философии во всеобщей форме, но и взял на себя труд показать, как этот процесс развивается в особенных формах природы и духа. И в этом пункте он не имеет аналогов ни у предшественников ни у последователей. Задача у нас будет рассмотреть,почему особенные формы природы становятся формами духа, и при этом не упускать всеобщую форму единства бытия и мышления.
"Философия духа" является труднейшей частью философии Гегеля, и не потому что предмет обладает треднодоступность для познания или теоретического выражения, а потому что дух это та форма существования,реальности, где всеобщее и особенное начинают раскрывать свое единство. То есть дух в буквальном смысле слова есть конкретное - то что мы не имели с вами не в "НЛ", где рассматривали всеобщее во всеобщей форме и содержании, нив философии природы, гле рассматривали особенное всеобщего. А здесь единичное не как эмпирическое, а как конкретное единство особенного и всеобщего.
    При рассмотрении проблем духа, его возникновения, отношения к природе, нам и шагу не сделать, если воспользуемся метафизическим способом мышления. Этот метод тем и экстравагантен, что всегда оставляет особенное и всеобщее как лежащие друг возле друга: всеобщее это всеобщее, особенное это особенное.А каково отношение, что и описывается во всей философской литературе, к примеру, идей и вещей у Платона - какая то связь - подражание, причастность, подобие и т.д. Все это оказывается для нас неподходящим и следует сразу приступать к простейшим образованиям духа как определенного противоречивого в себе тождества особенного и всеобщего.
    И еще один момент. "Философия духа" вам по составу известна - субьективный дух, обьективный и абсолбтный дух.Значит прежде всего мы будем исследовать, как выступает сознание, мышление, как оно меняется. К тому же философия духа разрабатывалась Гегелем не только в логической форме, то есть в форме подчиненной диалектике, но он рассматривал и исторические формы духа. И хотя в конечном итоге исторический процесс подчинен диалектическому методу, тем не менее абстрагироваться от реальности в историческом рассмотрении нельзя. Поэтому диалектический метод неотделим от исторического характера развития реальности исторических форм духа. В наш просвященный век вошло абстрактное отождествление в философии исторического и логического, где они представляют собой отношение А=А. Это небывалый в истории философии курьез, поэтому вам стоит обратить внимание, что логическая форма развития формаций природы и духа не может быть отождествлена с историческим способом развития формаций. Но между ними естьи существеннейшая связь. Дело в том, что исторический реальности форм духа, в своем конечном результате должны выступить в своем логическом облачении. А поскольку я буду иметь мало времени для вхождения в историческую форму, вам следует просмотреть, как эти формы духа разрабатывались Гегелем в историческом развитии бытия, в их исторической реальности.
Первая - антропологическая форма духа, не разрабатывалась Гегелем исторически. Далее - феноменологическая, она разрабатывалась специально в "Феноменологии духа" как введении в систему, как поднятие индивида до философского познания и его предмета, то можно использовать эту работу, но с условием не выпускать из вида, что задача феноменологии, которая предшествовала системе, и феноменологической формы философии, различны.
    Большая "Феноменология" имела целью ввести индивида, его сознание, в предмет и философский способ познания, в то время как феноменология в "Философии духа" является лишь определенной формацией развития духа, выраженной в логической форме. А это означает, что содержание феноменологии духа оказывается в весьма определенном и конкретном отношении к тому содержанию, которое выступает в "Философии духа"
    Обьективный дух составляет общество в его основных моментах права, морали, нравственности. Этому посвящена работа Гегеля "Филосовия права". Она важна еще и потому что здесь подробно освещается диалектический метод, необходимый для рассмотрения права и следовательно, общества.
    Наконец, абсолютный дух - искусство, религия, философия. В "Философии духа" эти отделы в высшей степени лаконичны и ето понятно - они получили наиболее подробное историческое изложение, результатом которого и выступает логическая форма.
    Нам потребуется первый том эстетики, где рассматривается природа искусства. Для рассмотрения религии - часть материала лекций по философии религии - понятие религии, до изложения исторических форм религии. И наконец, философия. Здесь остается одно - "Лекции по истории философии".
    В заключении мы рассмотрим, что составляет противоречие философии Гегеля. Что заставило Маркся и Энгельса придти к выводу, что философствование о природе и обществе кончилось. Это как раз то, что не нравится всем профессорам по философии природы и общества.
Как ближайшая задача ваим необходима "Философия природы начиная с органических форм природы. И не упускайте из вида, что логическая форма, которая по видимости не присутствует здесь, присутствует во всех формациях духа, хотя и не будем здесь иметь дело с бытием, ничто, становлением и т.д.
    В последнее время наблюдается чисто механическое рассмотрение предмета и подведение по аналогии диалектического процесса. Но метод Гегеля не сводится к диалектическому процессу от бытия до мышления. Это метод развития абсолютного понятия. А вот почему это диалектика понятия, а не бытия, ничто и т.д. - подумайте самостоятельно.
    Из вспомогательных источников обязательно "Диалектика природы" Энгельса под углом зрения диалектического процесса всех форм материи - от механического перемещения до диалектического мышления. Заодно вскройте ходячее недоразумение о понятии материи. Следует взять все работы Маркса и Энгельса касающиеся диалектического процесса всех формаций общества. То есть материалистическое понимание истории вам потребуется не в качестве дефиниции, а полное развернутое представление: каково соотношение главных моментов, почему должен быть материализм и почему диалектический метод. Уяснить, почему несмотря на то, что здесь имеется диалектическое рассмотрение природы и общества - это не является философией. Это каверзный пункт, с которым современная философия абсолютно не справляется. Она по прежнему занята философствованием о природе и обществе; занимаются особенными формациями природы и истории общества и думают при этом что заняты философией...
    В течении сейместра я постараюсь исчерпать всю философию духа, начиная с сознания, в каком отношении находится мышление к природе и т.д.

 

vispir.narod.ru

 



be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2002 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz