Евгений
Семенович Линьков
Что
такое идеология?
Следует
сказать,что это задача с тремя
неизвестными: философия, идеология
и философия, идеология и еще какая
то связь между ними. Выход один - в
рассмотрении не упускать все три
момента; и тем не менее с чегc-то надо
начать. Поскольку акцент нашей темы
не философия или идеология, а
взаимоотношение их, то
предполагается некоторый момент
тождества, но сказать, с другой
стороны, что философия это
идеология или наоборот - ошибочно.
Для того
что-бы ответить на вопрос, что такое
идеология, видимо, надо различать
два момента, которые даже в нашей
чрезвычайно обильной литературе,
никогда не различаются. Это во-первых,
в идеологии как существовании чего-то;
и во-вторых, взгляд, понимание,
самого этого идеологического
существования. Различие это имеет
принципиально важное значение и я
разъясню далее в чем тут дело.
Итак по
порядку; что такое существующее как
идеология? В литературе чаще всего
идеология отожествляется с формами
общественного сознания: вот право,
религия, политика и т.д; и
соответственно идеологические
формы; или базис и идеологические
формы надстройки.Если ограничиться
только этим, то естьтем что касается
только сознания, и трактовать
идеологию как существующую только в
сфере сознания, ринадлежащей
сознанию, то это по своему основанию
не является исчерпывающим.
В
четвертой главе работы "Людвиг
Фейербах и конец классической
немецкой
философии", Энгельс называет
государство первой
идеологической
силой, которая ставит все на голову.Государство
это
вовсе не в
сознании; это реальность, притом
такая, которая определяет
сознание.
Государство выступает первым
идеологом, поэтому, когда у
нас
говорят, что в государстве есть
идеолог, то надо начинать не с него,
а с самого
государства как идеолога,
выступающего базисом для
идеолога
государства.
Если
перечислять эмпирически что
является идеологическим, то мы
может быть даже не ограничились бы
сферой общества и его истории.
По крайней
мере я ставлю в качестве
провокационного вопроса, что не
мешало бы заподозрить
идеологическое отношение сознания
к природным явлениям. Это заявление
нe лишено основания, т.к. идеология
связана с историей развития
общества.
Известно,
что Маркс и Энгельс раскрыли
природу идеологии в полемике с
идеалистическими трактовками
обществава и его истории. Мне
представляется,что сам генезис
раскрытия научной природы
идеологии у Маркса и Энгельса был
определен именно этим пунктом, - их
движением к материалистическому
пониманию истории и их полемикой с
идеалистическим пониманием
трактовки истории.
Известно
как факт, что предшествующие Марксу
и Энгельсу взгляды на историю,
сводились в основном к тому, что
духовная жизнь в целом сознание ,
общественное сознание,
представления, мысли, понятия и т.д.,
определяли действительность, а не
существующая общественно
историческая действительность
определяла сознание и т.п.
Я
резюмирую этот пункт, потому что он
хорошо иллюстрирует философскую
форму происхождения отношения к
идеологии Марксом и Энгельсом.
Значит в целом, если речь заходит об
идеологии, то разрешения следует
искать в основном вопросе философии.
Если первичным делается духовное,
сознание - это и есть идеология; если
противоположное - реальность,
действительность, предметность,
историческое общественное бытие и т.д.
- тогда это антипод идеологии.
Зафиксируем
этот момент,что идеалогия в работах
М и Э отожествляется полностью с
идеалистическим решением основного
вопроса философии. В чем тут
идеология? Во множестве работ М и Э -
"Нем. идеология", "Немецко-французский
ежегодник", "Нищета философии",
"Капитал" и т.д., Энгельс в "Анти-Дюринге",
к примеру, говорит, что Дюринг
впадает в самую настоящую идеологию
в трактовке морали, права; в
рассмотрении бытия, решении
основного вопроса философии т.д;
потому что Дюринг исходит не из
бытия, а из представления о бытии.
Старается вывести принципы бытия не
посредством мышления о природе, а из
мышления. Старается раскрыть
природу морали не из истории
существующей формы нравственности,
а из представлений о том, что такое
мораль и нравственность. То есть
сперва создается представление о
каком то предмете, а затем, перевнув
отношение, представление выдают за
исходный пункт, который должен
определять то, чем оно есть в
природе. В "Немецкой идеологии",
в полемике против Штирнера говорит,
что он, трактуя религию, превращает
ее в "causa sui", объявляя, что она
имеет cобственную сущность.
Термин из
фил Спинозы - всеобщаяая субстанция,
которая является причиной самой
себя. Когда Штирнер подсовывает
положение, что религия имеет
собственную сущность, М и Э не
согласны и этим, и раскрывают в чем
здесь идеологическая сущность. То
что здесь производное, следствие,
результат - объявляется причиной,
исходным пунктом. Вот в чем
выворачивание в идеологии на голову:
то что произведено и являеяся
вторичным - объявляется первичным.
Впасть в идеологию не трудно. Если
мы берем отношение между
гражданским обществом, системой
экономических отношений и
потребностей - и государством и
обьявляем что государство, его
интересы, цели, задачи являются
важнее и определяют гражданское
общство - это и есть идеологический
взгляд.
Государство
не существует и не развивается
самостоятельно; оно является формой
развития самого гражданского об-ва,
самих эконом. отношений. Когда же
государство объявляется исходным
пунктом, диктующим и направляющим
развитие гражданского об-ва - это и
есть идеология чистой воды. Здесь
происходит выдавание явления за
сущность ; результат выдается за
основание.
Итак, один
пункт ясен: идеология есть такое
отношение, когда сущность и явление
меняются местами; когда явление
выставляется за сущность, а
сущность выдается за явление; - это и
есть идеологический подход. Значит
все что производное - должно
рассматриваться как производное, а
все исходное - как исходное. В этом
смысле материалистическое
понимание истории, разработанное М
и Э, является антиподом всех
идеологических форм, потому что
исходным пунктом сделано
практическое, производственное
отношение человека к природе; сама
производственная практика, которая
является первейшей предпосылкой
для существования человеческого об-ва
и его истории вообще. А значит
исходным пунктом является не
духовное, не мысли, представления,
сознание, - а то, без чего природно
человек не может существовать.И
этот исходный пункт прослеживается
как он получает все дальнейшие
формы своего развития,
исторического в том числе; смотрите
первую главу "Немецкой идеологии".
Есть еще
один момент в идеологии - ведь она не
выдумка, не заблуждение индивидов,
или отдельного об-ва. Идеология
является исторически необходимой
формой развития; через
идеологическую форму нужно пройти.
Было бы падением в новую форму
идеологии рассматривать ее как
случайную. Это было бы
идеологическое отношение к
идеологии, а не научный взгляд на
нее.
Поскольку
мы установили главные исходные
пункты; то есть что в идеалогии не
бытие является определяющим, а
сознание; не природа, а дух - следует
свести эти моменты воедино: что
идеология есть такое существование,
которое оторвалось, благодаря
процессу развития, от своего
основания, базиса, и начало, при
соответствующей ступени развития
этого базиса как предпосылки,
воображать определяющим сам этот
базис, первичным по отношению к нему.
Но всегда ли это было возможно в
человеческом обществе и было ли это
так всегда?
История
весьма любопытна с этой т.зр. С одной
стороны она была таковой, что
реально проделывала то, что М и Э
объяснили как материалистическое
понимание истории. А именно:
общественное бытие, производство
определяло все формы, и получало
выражение во всех формах и их
развитии. Сами же формы были не
только определяемы основанием, но
еще ухитрялись претендовать на
самостоятельность и то, что они
определяют то, что их произвело. Так
что история, как у нас любят
ссылаться, и это превратилось в
бессодержательный афоризм, -
история учит и т.д. Но она вследствие
своей двойственности учит разному.
Если мы вырвем из истории один
момент, например, стихийный процесс
формирования идеологических
существований, то она учит и дальше
барахтаться в идеологии. Если мы в
истории берем и второй момент: каким
образом реальный базис,
общественное производство
определяет все остальные формы, -
эта история учит уже
противоположному.
А почему
тогда если история общества
развивалась так на самом деле, - что
производство было определяющим
основанием, это не было раскрыто на
всем протяжении развития; как будто
не было интеллектуально развитых
индивидуальностей. Ответить на так
провокационно поставленный вопрос,
это значит впасть в идеологию.
Потому что понимание, осознание,
познание чего то, - это не
вневременной и внепространственный
акт. Сам процесс понимания, познания,
истины - это исторический процесс. А
значит здесь мы соединяем две вещи
воедино: с одной стороны реальное
существование развития, которое
приобретает идеологическую форму с
необходимостью, и с другой стороны -
осознание этого процесса.
Если бытие
действительно определяет сознание;
если сознание определяет форму, - то
содержание должно проделать
определенное развитие, прежде чем
достигнет осознания своей формы.
Значит идеологическая форма
является исторически неизбежной.
Резче: весь исторический характер
развития общества является
идеологическим, потому что его
собственный закон, действующий в
самом этом об-ве, в соотношении
моментов об-ва, вытупает на
различных ступенях своего развития,
- только в виде явлений, только в
форме проявлений.
Вот эти
проявления и фиксируются сознанием,
а что лежит в основании - сознанию
остается не известным. Или как
говорит Гегель, в "Феноменологии
духа" - остается спящим по ту
сторону сознания. Значит был
необходим процесс, который проделал
ряд ступеней в самом существовании
общественнного бытия , которые с
необходимостью выступают в
идеологических формах, и
соответственно этому выступают в
осознании.
Значит
идеологический взгляд,
представление о том, что право
определяет отношения людей, что
политика определяет общественно-экономические
отношения, что государство правит
гражданским об-вом - исторически
неизбежны но преходящи. Значит мало
познать природу идеологических
существований и идеологических
форм сознания, нужно еще добраться
до того, что сама реальность
развития, которая является базисом
этих идеологических образований,
вышла из себя самое в иные стадии
своего существования. Потому что
идеологические формы существования
являются лишь превращенными
формами идеологического базиса;
сама общественная действительность
является идеологической, и потому
она получает идеологические формы
своего существования. В противном
случае мы опять скатимся к тому, что
идеологи существуют сами по себе;
формы сознания - сами по себе, без
общественновго Б-ия, без основания и
т.д.
И наконец
еще один момент: как трактовать
идеологические формы исторического
развития? Религия, право, философия
и т.д. - что они, являются все
истинными или наоборот? Такой
вопрос наталкивает на
метафизический способ мышения; да -
да, нет - нет, а что не так - то от
лукавого.
Идеологическая
форма существования и
идеологическая форма сознания
являются формой исторического
развития самой истины. Что-бы истина
выступила, она должна пройти свою
собственную форму
противоположности. Что-бы общество
стало человеческим, оно должно
пройти ряд нечеловеческих ступеней
развития и т.п. Одним словом истина
прокладывает себе дорогу как в
предметном существовании так и в
сознании, через формы заблуждения,
через превратности бытия и сознания.
Идеология.
Философия. Истина. Самым
распостраненным определением
истины, которое бытует по сей день -
это соответствием наших
представлений какому то
существованию. А идеологические
образования - правовые, философские,
религиозные и т.д. - что они не
соответствуют своей реальности? Они
вполне соответсвуют своему
основанию. Кажись истина?
Идеологические существования и
формы сознания являются формами
развития самой истины. Поэтому в
чистом виде, когда мы отвлекаемся от
исторического процесса, нам не
получить ни истины, ни идеологии.
Идеология по существованию и по
формам познания является
историческими формами развития caмой
истины, истинного бытия, истинного
сознания и т.д.
А отсюда
ясен тезис основоположников
марксизма, который является
доказанным, что при соотношении
гражданского общества и
государства - государство должно
исчезнуть. Общество исчезнет , а
станет гражданским, и будет таковым
с того момента, когда оно само
вследствие внутреннего
противоречия, надевает на себя
оболочку государства и претендует -
что оно сущность, а общество - жалкое
производное. Так вот, когда общество,
вместо того что бы выступать в
одеяниях разных форм государств,
начнет выступать просто как
общество, - как Венера Милосская, -
тогда будет покончено с идеологией,
как государственным существованием.
Одним
словом, исторически процесс
развития общественной реальности,
сознания, идет от формации к
формации к тому, что через
многообразные явления пробивает
себе дорогу закон, сущность, который
в конце концов и раскрывает себя.
Раскрывшаяся сущность бытия и
сознания и есть конец
идеологических форм развития.
---------------------------------------------------------
Лекция
прочитанная в ЛГУ 1 сентября 1987
---------------------------------------------------------
набрано
с магнитозаписи
(с)
vispir^press 2000
vispir.narod.ru
|