11.12.87
Критика чистого разума
посвящена одному – исследованию
теоретической способности
познания или теоретического
разума. Кант выделяет три способности теоретического
познания: чувственность, рассудок
и разум. Он говорит, что всякое
познание начинается с чувств,
переходит к рассудку и получает
завершение в разуме. То есть Кант
находит готовыми эти способы
познания, и единственно, что
принадлежит здесь Канту - это
различие между рассудком и
разумом. Но и здесь Кант не
осуществляет необходимости
перехода, а расчленяет имеющиеся
данные. А это значит, что никакого
диалектического подхода здесь не
имеется.
У нас в литературе и устных спорах
часто возникает вопрос о
кантовском методе мышления, и
думают, что за этим стоит что-то таинственное.
Но никакого особого метода у
Канта не имеется, а есть лишь
обычный метафизический способ
мышления. Чувственность
представляет, по Канту, первую
способность, с чего начинается
всякое познание вообще. Но при
этом Кант оговаривает, что хотя
всякое познание и начинается с
чувств, но возможно предположить
и допустить, что она вовсе не
целиком происходит из
чувственного опыта. То есть Кант в
чувственности хочет найти
разнородные моменты, которые я
уже вкратце характеризовал. То
есть что принадлежит моменту
эмпирического, а что - априорное. И
для Канта эта задача связана,
прежде всего, с математикой.
Кант, задолго до
критической философии пришел к
выводу, что в математике не имеют
места чистые понятия, с другой
стороны она не может быть сведена
и к эмпирическому. Потому что если
она сводится только к материалу, к
эмпирическому - она уже потому не
может быть наукой. Так как,
сколько бы субъект не имел дело с
эмпирическим – ни Всеобщности, ни
необходимости не получит. А
положения математики обладают
Всеобщностью. Встает вопрос об
источнике Всеобщности и
необходимости математики.
Опыт всегда
проблематичен, и всегда оставляет
неизвестным то, что за пределами
воспринимаемого. Это знал и Кант,
и это побудило его исследовать
чувственность как способность. И
он приходит к выводу, что в
чувственности, наряду с
материалом, имеется нечто
противоположное материалу –
форма. Так вот исследованию формы
чувственности и посвящена 1-я
часть Критики Чистого Разума - «Трансцендентальная
эстетика".
Асмус как-то
глубокомысленно пересказывая,
чем здесь занимается Кант, пришел
к выводу: что Кант называет эту
часть эстетикой потому, что он еще
не пришел к выводам, которые имел
ко времени написания "Критики
способности суждения". И
поэтому по недоразумению и
сохраняя ошибочность, Кант так и
оставил это название. Но
недоразумение здесь не у Канта, а
у Асмуса.
Независимо от того,
идет ли речь о чувственности в
Критике Чистого Разума или об
эстетической способности
суждения - речь идет о форме
априорности, которая является
противоположной материалу. И хотя
чувственное еще не есть
эстетическое, но там и там есть
момент априорности, вследствие
которого Кант и сохраняет
название эстетики.
Если чувственность -
способность воспринимать, то,
какое содержание она
воспринимает? И оказывается, что
единственным материалом, который
воспринимает чувственность, есть
ощущения, внешний или внутренний. Но на ощущениях даже
арифметику не построишь, и потому
Кант начинает рассматривать
форму.
Для получения формы
Кант подвергает рассмотрению
эмпирическое созерцание. И
наряду с материалом здесь
обнаруживается еще и форма,
обладающая Всеобщностью и
необходимостью. Значит, любое
эмпирическое созерцание есть
соединение содержания ощущений,
данных апостериори и априорной
формы Всеобщности и
необходимости. И далее Кант приходит
к выводу, что эта форма выступает
в двойном виде как пространство и
время. То есть пространство и
время являются априорными
формами чувственности. Бытующее у нас
заблуждение, которое украдено из
позднего неокантианства,
утверждает, что пространство и
время являются не формами
чувственности, а категориями. Но
Кант говорит, что это формы
чувственности, так как
чувственность имеет дело с
данностью и способно
подвергаться воздействию, но
неспособно мыслить, а значит,
пространство и время отношения к
мысли не имеют.
Итак, Кант трактует
пространство и время как формы
чувственности, содержанием он
больше не занимается. Содержание
одно - внутренние и внешние
ощущения. Для выяснения, что
такое пространство и время Кант
занимается Метафизическими
разъяснениями. Это разъяснение
должно раскрыть, являются ли
пространство и время
существующими вне познающего
субъекта и принадлежат вещам
внешнего мира, или находятся в
субъекте.
Главным здесь является
первый пункт, который сводится к
тому, что прежде чем
представлять себе что-либо как
существующее вне нас в
пространстве и времени - мы должны
иметь для себя представление
пространства и времени. Если у нас
нет представления о пространстве
и времени, то мы ничего не
созерцаем в пространстве и
времени. И сколько бы здесь не
бесились диаматчики, - аргумент
Канта правильный, и в том смысле,
что мы, конечно, можем с высоты
рассудочной формы мышления
заявить, что наши чувства имеют
дело с тем-то, что существует в
пространстве и времени. Но речь
идет не о том, что известно
рассудку или разуму, а о том, с чем
имеет дело сама чувственность.
Ходячее выражение, что
ощущение есть субъективный образ
объективного мира, вам известно,
но для кого это существует - для
самого ощущения? - нет. Ощущение не
знает, больше того, и существует
как снятие всякой формы
различенности субъективного и
объективного. Вот эту проблему,
существует ли для самой
чувственности пространство и
время и различенность в нем и
выясняет Кант. И он говорит, что
если у нас нет субъективного
представления о пространстве и
времени, то мы ничего и не можем
представлять наводящимся вне нас.
А отсюда следует что пространство
и время не находятся во внешнем
мире, и потому опытом их оттуда
извлечь нельзя, так как это
извлечение должно быть процессом
опыта, но сам опыт невозможен,
если мы субъективно не имеем представления
о пространстве и времени.
Тут открывается
глубокомыслие полемики Канта
против эмпиризма Нового Времени,
который полагал, что все можно
извлекать из внешнего мира. А Кант
говорит, что для того, чтобы
извлекать пространство и время,
если они еще там и есть, - для этого
нам надо уже иметь представление
о пространстве и времени. Значит,
вульгарная эмпирическая теория
отражения от этого аргумента
разлетается вдребезги. И это
понятно, если бы мы занимались
извлечением, абстрагированием
пространства и времени из явлений
внешнего мира, мы бы начинали с
Единичного, но сами пространство
и время должны оказаться
Всеобщими и необходимыми. А
значит Единичное и случайное
надо возвести во Всеобщее и
необходимое, а это величайшая
бессмыслица Нового Времени. А на
этом до сих пор сидит теория
познания диамата...- Ибо не ведают
что творят.
Мысль Канта проста:
пусть нам неизвестным способом,
но в субъекте должны находится
представления о пространстве и
времени, чтобы представлять что-то
находящемся в пространстве и
времени. Кант не знает, откуда
это в субъекте и потому объявляет
априорным, но он абсолютно прав,
что исходя из Единичного и
случайного, никакого Всеобщего и
необходимого не получишь. Пожалуй,
и потому еще считает Кант
пространство и время априорными,
что они являются основанием опыта,
и, в конечном счете, пространство
и время - основание всех явлений.
Эмпиризм Нового
Времени и современный
материализм и стоят на том, что
есть многообразие материальных
образований, а все остальное от
лукавого. Но тогда Всеобщность и
необходимость и может находится
только в субъекте. А если не в
субъекте, то в Единичном,
многообразном.
Значит пока, по
исходному пункту, Кант величайший
материалист. И если мы хотим
иметь дело с ощущением - нам
приходится считаться не только с
ощущаемым содержанием, а еще и с
формой ощущения, которая никак
не вычленяется из содержания, а
противоположна содержанию.
Итак, ощущение по Канту,
является основанием всех явлений
и следовательно чувственного
опыта. Не явления внешнего мира
делают возможным опыт, а форма
Всеобщности и необходимости,
присущая субъекту, и делает
возможным опыт. И надо сказать,
что опровержение этого положения
Канта нет и не может быть, так как
он здесь прав. Поэтому величайшей
иронией над обыденными людьми,
занимающимися разными науками,
практической и политической
деятельностью, а заодно и
современными философами является
то, что Кант раскрыл здесь невозможность
исходить из фактов, ибо они и есть
явления, и как явления - не могут
быть основанием, а наоборот, сами
нуждаются в основании. Если,
исходят из фактов - значит, делают
Единичное и случайное критерием
для всего остального. И если кто-либо
не согласен с этим у нас, то
подлежит осуждению как идеалист,
и соответственно как
практическая и политическая
зловредность; и начинается
барахтанье в случайном, то есть то,
что происходит в нашем обществе.
Набрасываясь на самые
жалкие явления, чем только
общество не объявляли: и зрелым
социализмом и перезрелым, и ярко-зеленым
и ярко-красным... А это и есть плоды
ползучего эмпиризма, который
вслепую барахтается и никуда не
может выйти. То есть то, что
предрекал Кант, что нельзя
исходить из Единичного и
случайного, а следует исходить из
того, что является критическим
моментом самих же фактов. Исход из
фактов приводит к апологии существующих
явлений. А отсюда и песни светской
формы поведения: нужно уважать
мнение Канта, который имеет на это
право, и не трогайте
заблуждающегося, ибо он умрет,
если узнает, что жил в заблуждении,
что его Бытие и есть небытие.
Поэтому пусть лучше пребывает в
своем небытии. Так больше добра...
Итак, уже в «метафизическом
разъяснении» Кант проводит
различие субъективности и
объективности: содержание
чувственности - ощущаемое, для
Канта является абсолютно
субъективным, и только момент
формы как пространства и времени
объективны, а во внешнем мире нет
ни пространства, ни времени.
Внешний мир для Канта -
неопределенные предметы в
эмпирическом ощущении. А если бы
мы знали, каковы предметы
внешнего мира до ощущений, и,
следовательно, до процесса
познания, - тогда и познавать
нечего. Имели бы отношение как у
Гоббса – тело имеет отношение к
телу; или знаменитая французская
статуя, неощущающая, неподвижная
и т.д. – потом она начнет ощущать,
по воле автора.
Итак, по Канту,
содержание ощущения субъективно,
а априорная форма - объективна. Под объектом не
философское Мышление понимает
существующее вне человека и
доходящее до него через ощущение,
восприятие, созерцание. Дальше
такой субъективности не двинулся
и современный материализм. А Кант
говорит, что объективное - это то,
что Всеобщее и необходимое в качестве
априорной формы. А для
материализма, начиная с Бэкона и
до наших дней, объективно то, что
вне субъекта. Но эта точка зрения
еще не дошла до философского
Мышления, так как представляет,
что объективное может
предшествовать субъективному,
объект предшествовать субъекту. И
здесь ярко сказывается
рассудочное Мышление, которое
дальше абстрактной
противоположности уйти не может,
независимо от того, с чем имеет
дело.
А отсюда и проблемы
подобные "общество и человек",
как будто человек может быть без
общества или наоборот, или "сущность
человека-это совокупность
общественных отношений".
Значит, совокупность может быть,
а человека нет.
Маркс в полемике против
субъективизма высказал, что индивиду,
изолированному вообще от всего не
надлежит иметь человеческой
сущности, но это же не значит, что
теперь есть совокупность
общественных отношений и нет
никакой сущности человека, - это
же другая крайность. Вместо
абсолютного субъективизма и
индивидуализма выступившего в
лице Штирнера и компании, нам
преподносится обратное - есть
общественно-историческая
сущность человека, но нет
человека. То есть дальше
абстрактной противоположности
рассудок не может двинуться. Так и
здесь: раз объект и субъект
противоположны, то объект может
предшествовать субъекту или
наоборот.
А Кант хотя и различает
субъективность и объективность,
содержание и форму, тем не менее,
они нераздельны - иначе нет
ощущения, нет самой способности
восприятия.
Итак, объективное вовсе
не то, что является существующим
вне человека и воспринимаемым
через ощущения, как раз это и есть
чистая субъективность. И Кант в
полемике против такой объективности
прав: пространство и время как
формы ощущения, совершенно
объективны по своему содержанию.
Проблема субъективного
и объективного не может быть
решена, если не будет поставлена
конкретизация вопроса о связи
субъективного и объективного с
Всеобщностью, Особенностью и
Единичностью. Ибо истинное,
независимо во внешнем, внутреннем
мире или в их единстве, и есть
различенность этих моментов.
Ничего не существует в
мире, как только Всеобщее,
Особенное или Единичное - все что
есть - есть некоторая форма связи
Всеобщего, Особенного и
Единичного. Поэтому абстрактное
нигде не существует, но думать,
что есть абстрактное можно.
Есть Единичное
объективное, но оно внешнее и
случайное; есть Особенное - в
формациях природы, общества и
духа; но есть еще и Всеобщее
объективное, которое и есть
единственно истинное. Но это
Всеобщее не по ту сторону от
Единичного и Особенного, а должно
быть самоотрицанием всего
Особенного и Единичного и
содержащее все истинное
Особенное и Единичное в себе.
Кант говорит, что
пространство и время обладают
объективностью как формы
чувственности, правильно, но
неправильно здесь то, что он объективность
помещает исключительно в сферу
субъективности. И потому эта
объективность оказывается
оторванной от своей
противоположности - от
Единичности и случайности
содержания.
Значит если мы хотим
иметь дело с истинной объективностью,
то нам придется иметь дело и с
истинной формой субъективного. А
это значит, что конкретное
Всеобщее во внешнем мире должно
получить связь с конкретным
Всеобщим в субъекте. Или истинно
объективное внешнего мира может
принять выражение в истинно
субъективном? внутреннего мира;
или истинно Всеобщее внешнего
мира может только выступать в
истинно Всеобщем внутреннего
мира.
Значит объективное -
это не только определение
познающего субъекта,
противоположного вещам-в-себе
внешнего мира, - но самое
настоящее пребывание этого "в-себе"
внешнего мира. Так и субъективность не
означает только принадлежащее
субъекту: субъективность так же
вполне объективна как и любой
предмет природы, и суть этой
субъективности лишь в том, что она
есть Единичность. То есть там, где
мы имеем дело с Единичностью, во
внешнем или внутреннем мире, - это
и есть субъективность. Так что современная
публика, сильно любящая философию,
только и делает, что душит ее в
своих объятиях.
Итак, какова природа
чувственности, которая может
воспринимать, но не может
мыслить? Чувственность имеет по
Канту, априорные пустые формы как
пространство и время и эти формы
наполняются содержанием ощущений.
Соединение ощущений и формы и
дают бесконечное многообразие
представлений.
Рассудок же, по Канту,
это уже не способность
воспринимать, а только мыслить. А
это как раз то, что происходит у
нас вот уже 70 лет: можно ничего не
познавать и при этом мыслить.
Один момент здесь Кант
схватывает правильно: что
рассудок тем и отличается от
чувственности, что он есть
спонтанность, как выразился
Лейбниц. Тут Кант наносит, по
словам современных материалистов
"сокрушительный удар" по
материализму Нового Времени и по
современному материализму в том
числе. Ибо современный
материализм стоит на точке зрения
пассивного отражения: есть вещи,
их отражения, и рассудок отражает
эти вещи и их отношения. И если он
отражает просто вещи – то это
метафизический рассудок, а если
связи, то это диалектическое
мышление...
По Канту рассудок
ничего не способен воспринимать и
отражать, он может лишь мыслить.
Истинный момент здесь в том, что
предполагается активность
Мышления, его спонтанность.
Спонтанность и сводится к
деятельности Мышления. А значит,
рассудок невозможно получить из
внешнего мира: он есть, но откуда -
Кант не знает.
Активность рассудка, по
Канту, состоит в том, что он может
давать форму мысли без всякого
содержания. То есть деятельность
рассудка не распространяется на
содержание, он есть лишь деятельная
форма мысли. Значит, содержание
должно быть дано и подведено под
форму рассудка, связано с ней; и
при этом получается познание,
которое Кант называет опытным.
Если бы рассудок был
способен воспринимать, то он
сводился бы к чувственности. И это
происходит сейчас, когда,
например историк подсчитал,
сколько во время последней войны
было партизанских штыков в
Выборгском районе, - и думает при
этом что мыслит. А по Канту, -
мыслительная способность здесь
не присутствует, достаточно
восприятия. А поскольку рассудок -
прямая противоположность
чувственности, а, следовательно, и
многообразия Единичности и
случайности, то он преобразует
во Всеобщность и необходимость. И
рассудок содержит в себе эту
высшую связь всего случайного и
Единичного. И только в рассудке,
по Канту, и есть абсолютное
единство, которое и есть Я,
трансцендентальное. Единство
самосознания, чистая апперцепция.
Значит если мы хотим
что-то мыслить, мы должны свести
бесконечное многообразие
Единичного и случайного к высшему
единству. Не раскрываем единства
– значит, не познаем. А это в
конечном итоге значит, что пока не
решается Основной Вопрос
Философии – нет истинного знания.
Поэтому современная философия
представляет собой муравьиное
копошение в бесконечно пестром
материале, содержании, но без
Мышления. Итак, высшее единство
есть Я – априорная абсолютная
форма рассудка. И рассудок сводит
многообразное к единству. А для того
чтобы связать многообразное с
единством, по Канту, требуются
категории.
Допустим, что категории
можно взять из опыта – на этом и
стоит современный материализм.
Опыт дает "что случается", и
"после того" в нем вовсе не
означает "по причине этого".
И чтобы вскрыть причину и
действие надо не воспринимать
явления, а надо противоположные
причину и действие свести к
единому, а это и делает рассудок. Но из Я, как абстрактно
Всеобщего, тоже нельзя получить
категории. И поэтому Кант здесь
аппелирует к логике, которая не
изменилась со времен Аристотеля.
Логика дает 12 основных
форм суждения. Суждение и есть способность
мысли, взятая со стороны формы
мысли. В суждении с одной стороны
Единичность и случайность
бесконечного многообразия – то,
что называется субъектом; с
другой - Всеобщность и
необходимость – это предикат.
В математической
логике и ей подобной, под
предикатом можно понимать
Особенное и даже Единичное, а Кант
понимает под предикатом
определения Я - высшее единство
Мышления. То есть истинный
предикат и есть Я. Тогда суждение
есть способность судить
содержание при его соотношении с
Всеобщим, и всякое содержание
истинно лишь в той мере -поскольку
соответствует Всеобщности и
необходимости,
трансцендентальному единству
самосознания или единству
рассудочного Мышления. Так если
индивид только единичностью
соответствует Всеобщей природе
человека, то это, по словам Герцена
– люди призраки, а дальше ищут
люди трава, парнокопытные и т.д.
Мендельсон восставал
против силлогизма, что если все
христиане - люди, а иудеи не
христиане – тогда иудеи не люди.
Но справиться с такой логикой он
не смог. А Кант разрушает обывательское
понимание суждения и
восстанавливает мысль, что предикат
должен быть Всеобщим и
необходимым, то есть
непосредственно связан с
сущностью Мышления.
Символическая логика
этому не учит, там важны крючки,
восточный символизм, и она
понимает, к примеру, что красное
присуще красной розе; то есть
удерживается только момент
тождества в предикате и субъекте.
На этой основе и строится вся
вычислительная техника,
компьютеры, где ничего кроме А=А
нет. То есть бесконечный ряд точек
выставляется здесь иллюзией
движения, процесса.
Суждения различаются
по 4 классам: по количеству,
качеству, отношению и модальности.
Соответственно этим 4-м классам
суждений должны существовать и 4
вида категорий. К примеру суждения
по количеству – Всеобщее,
Особенное и Единичное. Берегитесь
здесь премудрого русского
перевода Канта: там везде
Особенное и частное, вместо
Особенного и Всеобщего. Но
частное и есть Особенное, только
на вульгарном обывательском
языке. Еще выдумали
индивидуальное или отдельное, но
это и есть Единичное. И если здесь
опираться на авторитеты, то были
случаи, когда и мыши поедали "Коран",
но магометанками не стали от этого,
и если кто съедает буквализм без
мысли - тому и судьба мышиная.
Если же перевести
суждение по количеству в
категории, то это будет - единство,
множество и эмпирическое все или
эмпирическая полнота. И если,
например, в суждении Всеобщности
выступают субъект, предикат и их
связь, то в категориях одно -
единство. Каждый вид суждения
имеет свой вид связи субъекта и
предиката, Единичного и
Всеобщего. Вот эта связь, взятая в
чистом виде и есть категория. То
есть 12 суждениям соответствует 12
видов связей субъекта и предиката,
а значит категорий. А значит 12-ю
категориями исчерпывается, по
Канту, вся определенность
рассудка. И хотя встречаются и
другие определения в рассудочном
Мышлении, и их может быть бесконечное
множество, но всех их можно свести
к 12 категориям. Почему их именно 12
- впервые раскрыл Гегель в «Науке
Логике».
Производные
определения и возникают из
соединения этих 12 категорий
рассудка с бесконечным
многообразием Единичности и
случайности, поставляемых
чувственностью. И поскольку
явления не могут быть исчислены
в пространстве и времени, то и
связи с этими 12-ю категориями
неисчерпаемо многообразны. И в
частности, сама формальная логика
только потому и возможна,
поскольку ей удалось, особенно в
лице Аристотеля, схватить
Всеобщие определения рассудочной
формы Мышления, а не ее Особенное
или Единичное. Итак 12 категорий рассудка и
являются априорными понятиями
рассудка. Они чисты и
бессодержательны и являются
определенность высшего единства
рассудка – трансцендентального
единства самосознания. То есть Я
погружает многообразное
содержание чувственности в свое
единство через категории. Эти 12
категорий и составляют 12 форм
единства материала, содержания
опыта и его рассудочной форме.
|
|