(краткое изложение содержания лекции:
проблемы с магнитофоном)
Перед тем как перейти к Канту подведем итог исторического
развития философии. Мы пришли к выводу, что вся история
философии сводилась к развитию основного вопроса философии -
осознавалось это или нет.
Первой ступенью в развитии философии выступает греческая
философия. Ее следует характеризовать как непосредственное
единство мышления и бытия. Этой ступени соответствует
созерцающий разум. Созерцающий, так как всеобщее выступает
здесь исключительно в определениях, которые предоставляет
созерцание природы и общества. Разум потому, что здесь еще
нет разделения на рассудочные категории свободы и
необходимости, причины и действия и так далее.
Вследствие непосредственного единства и была возможна
стихийная диалектика к разработке некоторых моментов которой
приступили Платон и особенно Аристотель. Но вследствие
невозможности разрешить противоречия единичного и всеобщего
непосредственное единство далее раскололось на
противоположности бытия и мышления, что и стало предметом
Средневековой философии.
В философии Нового Времени мы видим поиск единства мышления и
бытия. Это единство ищется в четырех сферах. В явлениях
внешнего мира - эмпиризм. В сущности внешнего мира -
метафизика. В явлениях субъективности - английский
субъективный идеализм. И в сущности субъективного,
родоначальниками чего является французский материализм. Но
всем этим историческим формам философии присуще
номиналистическое понятие истины. Это значит, что истинным
является то, что соответствует предмету и не ставится вопрос
истинен ли этот предмет.
Этот подход и обнаруживает в истории развития философии
средневековья и Нового Времени - рассудочное мышление. И
только классическая немецкая философия впервые выступает к
раскрытию единства мышления и бытия, и уже не
бессознательно, как в древне греческой философии, а
посредством сознательного разума.
Наша современная философия пользуется номиналистическим
критерием истины и потому, сколь не было бы утверждений, что
в основание положен диалектический метод - все они остаются
субъективными заверениями. - Припев диаматчиков положения
Энгельса о первичности бытия остался без попыток раскрыть и
доказать это положение. А для этого следует рассмотреть хотя
бы что такое бытие и мышление , становление и другие
диалектические категории. Но это невозможно, так как на деле
современная философия не идет дальше рассудочного мышления и
является опытной науки и к философии отношения не
имеет.
Основной вывод: философия изгнана из природы и истории - это
остается до сих пор не понятым ни у нас ни за рубежом...