20.XI.1987

   (краткое изложение содержания лекции: проблемы с магнитофоном)

Перед тем как перейти к Канту подведем итог исторического развития философии. Мы пришли к выводу, что вся история философии сводилась к развитию основного вопроса философии - осознавалось это или нет.
    Первой ступенью в развитии философии выступает греческая философия. Ее следует характеризовать как непосредственное единство мышления и бытия. Этой ступени соответствует созерцающий разум. Созерцающий, так как всеобщее выступает здесь исключительно в определениях, которые предоставляет созерцание природы и общества. Разум потому, что здесь еще нет разделения на рассудочные категории свободы и необходимости, причины и действия и так далее.
    Вследствие непосредственного единства и была возможна стихийная диалектика к разработке некоторых моментов которой приступили Платон и особенно Аристотель. Но вследствие невозможности разрешить противоречия единичного и всеобщего непосредственное единство далее раскололось на противоположности бытия и мышления, что и стало предметом Средневековой философии.
    В философии Нового Времени мы видим поиск единства мышления и бытия. Это единство ищется в четырех сферах. В явлениях внешнего мира - эмпиризм. В сущности внешнего мира - метафизика. В явлениях субъективности -  английский субъективный идеализм. И в сущности субъективного, родоначальниками чего является французский материализм. Но всем этим историческим формам философии присуще номиналистическое понятие истины. Это значит, что истинным является то, что соответствует предмету и не ставится вопрос истинен ли этот предмет.
    Этот подход и обнаруживает в истории развития философии средневековья и Нового Времени - рассудочное мышление. И только классическая немецкая философия впервые выступает к раскрытию единства мышления и бытия, и уже не бессознательно, как в древне греческой философии, а посредством сознательного разума.
    Наша современная философия пользуется номиналистическим критерием истины и потому, сколь не было бы утверждений, что в основание положен диалектический метод - все они остаются субъективными заверениями. - Припев диаматчиков положения Энгельса о первичности бытия остался без попыток раскрыть и доказать это положение. А для этого следует рассмотреть хотя бы что такое бытие и мышление , становление и другие диалектические категории. Но это невозможно, так как на деле современная философия не идет дальше рассудочного мышления и является  опытной науки и к философии отношения не имеет.
    Основной вывод: философия изгнана из природы и истории - это остается до сих пор не понятым ни у нас ни за рубежом...


  

круг чтения

библиотека

галерея

спиридон

форум почта

  © 2007 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

 

Hosted by uCoz