4. IХ. 87
    
     Для самостоятельной работы предлагается вторая и третья критики Канта. В курсе будет рассматриваться первая критика. Нельзя адекватно понять философию Канта, изучив лишь одну Критику Чистого Разума. И хотя все три критики не составляют системы, они все же систематически связаны.
    Из Фихте следует взять первое и второе введения в "Наукоучение",  далее - "О понятии наукоучения". Эта работа интересна тем, что здесь Фихте рассматривает вопрос, что такое система. И наконец, основная работа - "Наукоучение". Из нее взять первую часть, то есть где речь идет о том, что представляет собой принцип философии Фихте.
     Из Шеллинга прочтите прежде всего "Бруно", далее "Философское исследование о сущности человеческом свободы" и первую часть "Философии искусства". На основе этих работ следует раскрыть, что представляет собой философия тождества.
     По Гегелю нам будет достаточно первой части "Энциклопедии философских наук" - логики. Главная задача которую здесь следует выяснить, почему Гегель в логике изображает абсолютную идею, которая на самом деле существует только в особенных формах природы и духа. Проще говоря, выяснить, почему Гегель начинает не с явлений природы и духа, не с особенных форм природы, общества и мышления, а именно с всеобщей абсолютной идеей этих форм. Это важно, так как не выяснив этого пункта, мы обречены на непонимание философии Гегеля.
     Переход от логики к природе и духу является последовательностью диктуемой самим диалектическим методом. И эта последовательность не меняется, рассматриваем мы диалектический метод на идеалистической или материалистической основе. Диалектический метод всегда своим началом имеет лишь всеобщее.
     В логике следует изучить, каковы моменты этого всеобщего природы и духа и почему эти моменты развертываются в определенной последовательности.
     Фейербах вызовет у вас особые затруднения, так как он как будто написал все наши учебники - тот же стиль, то же образное выражение мыслей - не случайно он сам пописывал стихи. "Основные положения философии будущего" - концентрированное выражение всех его мыслей, положений.
     Следует выяснить отношение Фейербаха к философии Нового Времени, то есть к Декарту, Спинозе и т.д. Для облегчения можно привлечь материал из "Истории философии". Следует также знать весь материал о Классической немецкой философии Маркса, Энгельса, Ленина. Из критической литературы наших дней можете прочитать что попадется под руку.
     Материал Классической немецкой философии чрезвычайно труден для первого знакомства. Вас Кант будет приводить поначалу в полное отчаяние утверждая, к примеру, что вся предшествующая философия не была наукой, и вопрос в том, как она может стать и может ли стать ею.
     По Канту, вся предшествующая философия не пошла дальше Аристотеля, а это серьезное заявление и он прав со своей т.зр. Так что все ваши представления будут переворачиваться наизнанку. Будет паника, психологический шок и отчаяние, но это необходимо пройти, чтобы пройти в царство философии, так как философия есть постоянное отчаяние во всем конечном, постоянное признание, что это тленно и ничтожно. Причем изучение Канта следует вам начать с "Критики практического разума" - это будет по своему лучше. Далее "Критика способности суждения", и наконец "Критика чистого разума". Тогда для вас глубже раскроется "Критика чистого разума". То есть здесь путь эмпиризма: сначала знакомство с особенными формами, а потом с всеобщей формой философии Канта. Для непривычного к конкретному в мыслях легче начинать с созерцаемого, а потом перейти к абстрактному.
    

 

be number one  Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2004 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz