19.V.89

    Философия Гегеля абсолютно недоступна для обыденного сознания. Случилось так, что через через сто лет после смерти Гегеля философия была истреблена и не только у нас и это длиться по сей день. Философия Гегеля представляет собой учение о конкретности всеобщего единства природы и духа, бытия и мышления - и это неотделимо от разработки диалектики как философского метода вообще.
     В исторических формах философии мы видели познание содержание не принимая во внимание деятельности мышления в этом содержании и это роднило философию с обычной наукой. Этот пункт Гегель связывает с метафизикой.
    Разрабатывался и второй момент - рефлексия о мышлении, благодаря чему появилась логика субъективной мысли. И наконец третий момент: делалась попытка определить само высшее единство всего сущего. И этот момент с необходимостью присутствует во всех философских учениях. То есть до Гегеля было сделано много: в предмет познания было втянуто определенность содержания, определенность формы и некоторая определенность единства формы и содержания.
    То же происходило и со стороны формы. Познание единичности и всеобщности известно и до Декарта, с которого начинается момент познания всеобщности в мышлении. Далее, через Канта, Фихте и Шеллинга разрабатывается высшее единство самого мышления более определенно, а с другой стороны выяснение высшего единства мышления с высшим единством бытия. При этом абстракция единства природы и духа греков, возрождения и нового времени стала конкретизироваться. Особенно в философии тождества Шеллинга, где субъективное всеобщее единство слилось с объективным всеобщим единством и старая проблематика распадавшаяся на сущее и познание сущего прекратила свое существование. Потому уже у Шеллинга главной проблемой выступает не отношение объективного и объективного, а как всеобщее должно стать особенным - то есть выступает проблема всеобщего развития. Но Шеллинг с этой проблемой, как  мы видели, не справляется, объявив что все особенное есть результат отпадения от абсолютного, а потому в понятиях этого познать нельзя.
    Гегелю остается одно - соединить всеобщее субъективной формы с всеобщностью содержания, благодаря чему и было достигнуто познание единства всеобщего как определенного в себе. Собственно это и есть вся философия Гегеля. А теперь посмотрим как добраться до этого и здесь сразу встают несколько невиданных проблем.
    Первое - проблема начала философии. До Гегеля было неважно, сфера субъективного или объективного - важно само содержание. То есть искали сущность, а вот как выступает эта сущность в начале философского познания неважно. А потому и бытовал предрассудок, что предмет философии нечто данное, как и во всякой науке. - Мол мы же знаем, что мир это не только нечто разное, но есть и нечто связующее их, а это и есть предмет философии. Но дано ли единство мира как предмет? Причем это единство не нечто вне нас, а такое, в которое входит и сама голова и ее отражение. И тут начинаются распри о единстве материальном или идеальном, природном или духовном. 
    Но если первична природа, то есть еще человеческий дух без тела, так как к нему неприменимо ни одно из определений природы. А потому человек как порождение природы имеет мышление как функцию мозга. Но еще ни одна функция не раскрывала своей природы, так как не существует для себя, а только для головы диаматчика. То есть вместо духа мы получаем модификацию природного.
    Как в материализме пропадает дух, так в субъективном идеализме пропадает природа. И, естественно, никакого монизма не получается. Но есть, вопреки рассудку, третья линия философии, которая и есть философия по существу.
    Дело состоит в  том, что если природа берется за первоначало - а следовательно во всеобщности и абсолютности - то это значит что неприродного нет. Но эмпирически мы натыкаемся, что есть человеческий дух, воля, свобода, моральность, нравственность и т.д. И если мы хотим сохранить природу как основание, мы не должны брать ее в особенных определенностях. То есть не ту природу которая дана в опыте, а это природа в себе.
    Аналогично, если берем за основание дух и застреваем на его особенных определениях, то находимся исключительно в сфере опыта. А если нас интересует дух как субстанция, первоначало, как всеобщая сущность - ни одна особенная формация духа (сознания, мышления), для нас не могут представлять интереса.
    Значит дух как всеобщее первоначало, как  субстанция, есть дух в себе. И здесь открывается вопрос об отношении природы и духа, бытия и мышления. Здесь начинает раскрываться все словоблудие дофилософского мышления: что только не выдается за бытие - любая единичность, об особенных формах и говорить не приходится. - А что, механическая форма природы не бытие что ли?... То есть для нефилософского мышления бытие есть все что угодно, кроме того что оно есть, ибо отсутствует момент всеобщности бытия.
    Первоначально ничего иного о единстве природы и духа нельзя сказать кроме того, что оно должно содержать моменты единичности, особенности и всеобщности природы, моменты единичности, особенности и всеобщности в духовном и наконец моменты единичности, особенности и всеобщности в их отношении  друг к другу. А исторические формы философии разрабатывали тот или иной момент.
   То есть оказывается, что само единство природы и духа не может быть сведено ни к моменту единичности, особенности или всеобщности, так как ни один момент как отдельно взятый не существует без двух остальных моментов - все три момента абсолютно необходимы. И здесь Гегель ближе всего к позиции неоплатоников и христианству, Бёме и Фихте. Здесь главное, что нет изолированности этих моментов ни в природе, ни в духе, не в их отношении - есть только их единство и это то, что Гегель называет тотальностью.
    Отсюда видна вся глубина падения современной философии: ни практика, ни производство общества даже всего земного шара ничего не свяжет, если в предмете это уже не было связано в себе. Никакой дух не свяжется с природой, если этой связи уже изначально не было в себе. - Единство всех моментов в природе, духе и их отношении называется у Гегеля понятием, а потому вся философия Гегеля  и есть учение о понятии.
    Сегодня в философии за понятие принимают или абстрактную всеобщность, или особенность, или единичность ощущения. - "Материя это философская категория имеющая содержанием то что ощущается"... А это и есть единичность понятия. Если мы хотим добраться до истинной сути предмета, то это не значит что нужно добраться до абстрактной всеобщности, которая не есть сущность предмета - иначе это будет всеобщность оставляющая в себе особенность и единичность.
    Истинная сущность, как определенная в себе выступает только для истинной формы мышления посредством понятия. А отношение бесчисленных понятий и единичного такое же как отношение, например, в сфере содержания любого единичного предмета и всеобщей сущности предметного. В самом содержании через понятие мы познаем связь единичного, особенного и всеобщего.
    Но тут возникает вопрос: а что есть понятие в себе и для себя или проще - существует ли понятие от века в таком виде развитой тотальности единичного, особенного и всеобщего. Нам говорят, что материя существует вечно, но тогда зачем ей шевелиться, развиваться? - Несуразность данности материи, всеобщего, единства мира очевидна и не нуждается в рассмотрении.
    Всеобщее единство Вселенной, единство природы и духа, бытия и мышления, только тогда является всеобщим и абсолютным, когда оно делает себя таковым. Или иначе - истина есть результат себя самой: она создает себя руками народов и царей. Мы столь же полагаем истину как и она полагает нас. При чем пока мы находимся в отношении конечного к конечному, то пребываем в сфере проявлений истины. Только та сфера в которой имеется бесконечное отношение к себе - только там есть царство истины.
    Всеобщее, единичное и особенное в природе и мышлении есть возникающее и исчезающее, а то во что исчезает и есть абсолютное понятие вобравшее в себя всю определенность и противоположное. Через противоположное себе оно и развивает свою определенность. Вступая в отрицательность себе всеобщность понятия полагает себя как особенность и далее как единичность. Но полагая себя как особенным и единичным, всеобщее понятие сохраняет себя.
    Значит имеем единичность всеобщего и особенность всеобщего, которые вновь, как несоответствующие всеобщей форме, разлагают себя во всеобщее. То есть вечно сущим остается единство единичного, особенного и всеобщего как абсолютное понятие.
    Эта тотальность в первоначальном виде есть понятие в себе. И Гегель приводит множество примеров, как дуб вовсе не похож на желудь, но порожден им. Понятие есть в себе, а не в особенных формациях - иначе можно было бы сказать, что истина существует в явлениях, но в них только проявления истины.
    Понятие в себе есть неразвитое единство всеобщности, особенности и единичности. - в нем вся всеобщая определенность содержания, реальности. Но не так как перевели Библию, что в начале было слово как партийное, руководящее. Можно сказать что абсолютное понятие и абсолютная реальность одно и то же. - Реальность и есть нечто обладающее определенностью.
    Понятие в себе всеобщее, но непосредственное, а потому оно развертывается в процесс самого всеобщего как диалектический процесс. Вот откуда у Гегеля то, что все варианты логики есть изложение диалектического процесса абсолютного понятия в себе. Этот процесс распадается на ступени бытия, сущности и понятия. Понятие в себе пройдя свои ступени не только получает свою определенность и, следовательно, содержание, но на высшей ступени раскрывает свое начало. То есть тотальность в себе завершена и достигнута конкретная тотальность абсолютного понятия в себе. Вследствие этого абсолютное понятие и определяет себя к особенной реальности, то есть к природе и формациям духа. То есть в логике мы имеем дело исключительно с единством Вселенной как таковой.


 

  

круг чтения

библиотека

галерея

спиридон

форум почта

  © 2006 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

 

Hosted by uCoz