19.V.89
Философия Гегеля абсолютно
недоступна для обыденного
сознания. Случилось так, что через
через сто лет после смерти Гегеля
философия была истреблена и не
только у нас и это длиться по сей
день. Философия
Гегеля представляет собой учение
о конкретности всеобщего
единства природы и духа, бытия и
мышления - и это неотделимо от
разработки диалектики как
философского метода вообще.
В исторических
формах философии мы видели
познание содержание не принимая
во внимание деятельности
мышления в этом содержании и это
роднило философию с обычной
наукой. Этот пункт Гегель
связывает с метафизикой.
Разрабатывался и
второй момент - рефлексия о
мышлении, благодаря чему
появилась логика субъективной
мысли. И наконец третий момент:
делалась попытка определить само
высшее единство всего сущего. И
этот момент с необходимостью
присутствует во всех философских
учениях. То есть до Гегеля было
сделано много: в предмет познания
было втянуто определенность
содержания, определенность формы
и некоторая определенность
единства формы и содержания.
То же происходило и со
стороны формы. Познание
единичности и всеобщности
известно и до Декарта, с которого
начинается момент познания
всеобщности в мышлении. Далее,
через Канта, Фихте и Шеллинга
разрабатывается высшее единство
самого мышления более
определенно, а с другой стороны
выяснение высшего единства
мышления с высшим единством бытия.
При этом абстракция единства
природы и духа греков,
возрождения и нового времени
стала конкретизироваться.
Особенно в философии тождества
Шеллинга, где субъективное
всеобщее единство слилось с
объективным всеобщим единством и
старая проблематика
распадавшаяся на сущее и познание
сущего прекратила свое
существование. Потому уже у
Шеллинга главной проблемой
выступает не отношение
объективного и объективного, а
как всеобщее должно стать
особенным - то есть выступает
проблема всеобщего развития. Но
Шеллинг с этой проблемой, как
мы видели, не справляется, объявив
что все особенное есть результат
отпадения от абсолютного, а
потому в понятиях этого познать
нельзя.
Гегелю остается одно -
соединить всеобщее субъективной
формы с всеобщностью содержания,
благодаря чему и было достигнуто
познание единства всеобщего как
определенного в себе. Собственно
это и есть вся философия Гегеля. А
теперь посмотрим как добраться до
этого и здесь сразу встают
несколько невиданных проблем.
Первое - проблема
начала философии. До Гегеля было
неважно, сфера субъективного или
объективного - важно само
содержание. То есть искали
сущность, а вот как выступает эта
сущность в начале философского
познания неважно. А потому и
бытовал предрассудок, что предмет
философии нечто данное, как и во
всякой науке. - Мол мы же знаем, что
мир это не только нечто разное, но
есть и нечто связующее их, а это и
есть предмет философии. Но дано ли
единство мира как предмет? Причем
это единство не нечто вне нас, а
такое, в которое входит и сама
голова и ее отражение. И тут
начинаются распри о единстве
материальном или идеальном,
природном или духовном.
Но если первична
природа, то есть еще человеческий
дух без тела, так как к нему
неприменимо ни одно из
определений природы. А потому
человек как порождение природы
имеет мышление как функцию мозга.
Но еще ни одна функция не
раскрывала своей природы, так как
не существует для себя, а только
для головы диаматчика. То есть
вместо духа мы получаем
модификацию природного.
Как в материализме
пропадает дух, так в субъективном
идеализме пропадает природа. И,
естественно, никакого монизма не
получается. Но есть, вопреки
рассудку, третья линия философии,
которая и есть философия по
существу.
Дело состоит в том,
что если природа берется за
первоначало - а следовательно во
всеобщности и абсолютности - то
это значит что неприродного нет.
Но эмпирически мы натыкаемся, что
есть человеческий дух, воля,
свобода, моральность,
нравственность и т.д. И если мы
хотим сохранить природу как
основание, мы не должны брать ее в
особенных определенностях. То
есть не ту природу которая дана в
опыте, а это природа в себе.
Аналогично, если берем
за основание дух и застреваем на
его особенных определениях, то
находимся исключительно в сфере
опыта. А если нас интересует дух
как субстанция, первоначало, как
всеобщая сущность - ни одна
особенная формация духа (сознания,
мышления), для нас не могут
представлять интереса.
Значит дух как всеобщее
первоначало, как субстанция,
есть дух в себе. И здесь
открывается вопрос об отношении
природы и духа, бытия и мышления.
Здесь начинает раскрываться все
словоблудие дофилософского
мышления: что только не выдается
за бытие - любая единичность, об
особенных формах и говорить не
приходится. - А что, механическая
форма природы не бытие что ли?... То
есть для нефилософского мышления
бытие есть все что угодно, кроме
того что оно есть, ибо отсутствует
момент всеобщности бытия.
Первоначально ничего
иного о единстве природы и духа
нельзя сказать кроме того, что оно
должно содержать моменты
единичности, особенности и
всеобщности природы, моменты
единичности, особенности и
всеобщности в духовном и наконец
моменты единичности, особенности
и всеобщности в их отношении
друг к другу. А исторические формы
философии разрабатывали тот или
иной момент.
То есть оказывается, что
само единство природы и духа не
может быть сведено ни к моменту
единичности, особенности или
всеобщности, так как ни один
момент как отдельно взятый не
существует без двух остальных
моментов - все три момента
абсолютно необходимы. И здесь
Гегель ближе всего к позиции
неоплатоников и христианству,
Бёме и Фихте. Здесь главное, что
нет изолированности этих
моментов ни в природе, ни в духе,
не в их отношении - есть только их
единство и это то, что Гегель
называет тотальностью.
Отсюда видна вся
глубина падения современной
философии: ни практика, ни
производство общества даже всего
земного шара ничего не свяжет,
если в предмете это уже не было
связано в себе. Никакой дух не
свяжется с природой, если этой
связи уже изначально не было в
себе. - Единство всех моментов в
природе, духе и их отношении
называется у Гегеля понятием, а
потому вся философия Гегеля и
есть учение о понятии.
Сегодня в философии за
понятие принимают или
абстрактную всеобщность, или
особенность, или единичность
ощущения. - "Материя это
философская категория имеющая
содержанием то что ощущается"...
А это и есть единичность понятия.
Если мы хотим добраться до
истинной сути предмета, то это не
значит что нужно добраться до
абстрактной всеобщности, которая
не есть сущность предмета - иначе
это будет всеобщность
оставляющая в себе особенность и
единичность.
Истинная сущность, как
определенная в себе выступает
только для истинной формы
мышления посредством понятия. А
отношение бесчисленных понятий и
единичного такое же как отношение,
например, в сфере содержания
любого единичного предмета и
всеобщей сущности предметного. В
самом содержании через понятие мы
познаем связь единичного,
особенного и всеобщего.
Но тут возникает вопрос:
а что есть понятие в себе и для
себя или проще - существует ли
понятие от века в таком виде
развитой тотальности единичного,
особенного и всеобщего. Нам
говорят, что материя существует
вечно, но тогда зачем ей
шевелиться, развиваться? -
Несуразность данности материи,
всеобщего, единства мира очевидна
и не нуждается в рассмотрении.
Всеобщее единство
Вселенной, единство природы и
духа, бытия и мышления, только
тогда является всеобщим и
абсолютным, когда оно делает себя
таковым. Или иначе - истина есть
результат себя самой: она создает
себя руками народов и царей. Мы
столь же полагаем истину как и она
полагает нас. При чем пока мы
находимся в отношении конечного к
конечному, то пребываем в сфере
проявлений истины. Только та
сфера в которой имеется
бесконечное отношение к себе -
только там есть царство истины.
Всеобщее, единичное и
особенное в природе и мышлении
есть возникающее и исчезающее, а
то во что исчезает и есть
абсолютное понятие вобравшее в
себя всю определенность и
противоположное. Через
противоположное себе оно и
развивает свою определенность.
Вступая в отрицательность себе
всеобщность понятия полагает
себя как особенность и далее как
единичность. Но полагая себя как
особенным и единичным, всеобщее
понятие сохраняет себя.
Значит имеем
единичность всеобщего и
особенность всеобщего, которые
вновь, как несоответствующие
всеобщей форме, разлагают себя во
всеобщее. То есть вечно сущим
остается единство единичного,
особенного и всеобщего как
абсолютное понятие.
Эта тотальность в
первоначальном виде есть понятие
в себе. И Гегель приводит
множество примеров, как дуб вовсе
не похож на желудь, но порожден им.
Понятие есть в себе, а не в
особенных формациях - иначе можно
было бы сказать, что истина
существует в явлениях, но в них
только проявления истины.
Понятие в себе есть
неразвитое единство всеобщности,
особенности и единичности. - в нем
вся всеобщая определенность
содержания, реальности. Но не так
как перевели Библию, что в начале
было слово как партийное,
руководящее. Можно сказать что
абсолютное понятие и абсолютная
реальность одно и то же. -
Реальность и есть нечто
обладающее определенностью.
Понятие в себе всеобщее,
но непосредственное, а потому оно
развертывается в процесс самого
всеобщего как диалектический
процесс. Вот откуда у Гегеля то,
что все варианты логики есть
изложение диалектического
процесса абсолютного понятия в
себе. Этот процесс распадается на
ступени бытия, сущности и понятия.
Понятие в себе пройдя свои
ступени не только получает свою
определенность и, следовательно,
содержание, но на высшей ступени
раскрывает свое начало. То есть
тотальность в себе завершена и
достигнута конкретная
тотальность абсолютного понятия
в себе. Вследствие этого
абсолютное понятие и определяет
себя к особенной реальности, то
есть к природе и формациям духа.
То есть в логике мы имеем дело
исключительно с единством
Вселенной как таковой.
|