12.V.89
Философия
Шеллинга и Гегеля большей частью
представляют собой то, что я вам
дал как понятие философии. Именно
в этих двух учениях исторически
всеобщее содержание философии
приходит к своему понятию -
поэтому рассмотреть это легко. А
что касается антропологической
философии Фейербаха, то я ее уже в
главных моментах рассмотрел во
введении и по мере рассмотрения, и
вам остается прочитать
беллетристические небольшие по
объему работы Фейербаха.
Итак, философия
Шеллинга (1775 - 1854).
Оставил после себя по
публикациям сына 14 объемистых
томов. Теперь в западной Германии
собираются издавать едва ли не 40
томов. Это будет в высшей степени
интересно для историков, как
интересно скажем сто томное
собрание Маркса и Энгельса или
триста томов Ленина. Но поскольку
где есть история там нет
понимания - нас это должно мало
беспокоить: максимум
историчности есть минимум
понимания.
Итак, основные
работы - поскольку философской
системы у Шеллинга нет. Первое:
"Набросок философии природы".
- Я не просмотрел нового издания
Шеллинга, но если эта работа не
включена, то это величайшее
варварство. Далее "Система
трансцендентального идеализма",
"Изложение моей системы
философии", диалог "Бруно",
"Философия искусства" и "Философское
исследование о сущности
человеческой свободы" - все
остальное у Шеллинга
самостоятельного значения не
имеет.
В общем виде философия
Шеллинга представляет начало
выхода за пределы субъективности
абсолютной формы. Так вся
метафизика с Декарта и эмпиризм
начиная с Бэкона были заняты
содержанием. В эмпиризме это
очевидно, а в метафизике Бог и
выступает содержанием как высшее
единство всякой всячины.
Именно Кант начинает
разработку формы: какой должна
быть форма мышления, что бы
заполучить истинное содержание.
Современная же философия
представляет собой докантовскую
метафизику, а это возьня с любым
случайным содержанием без
внимания к истинной форме - налицо
пустой субъективный формализм
мышления.
Фихте сделал эту форму
абсолютной настолько, что
самоопределения формы должны
были выступить определениями
всего сущего в его всеобщих
моментах. - Основная мысль Фихте
состоит в том, что абсолютное Я
есть абсолютное самосознание,
абсолютное единство бытия и
мышления, субъективного и
объективного, реального и
идеального. Это самосознание
должно быть таким, что бы была
снята противоположность
самосознания и сознания и должно
выступить их единство, которое и
есть разум, который и является
единственно истинным способом
бытия и познания этого бытия. - То
есть разумность природы должна
выступить для разумного способа
мышления: этим было заложено
положение в себе о разумной
сущности Вселенной. И это возврат
к положению Анаксагора -
опосредствованный гигантским
историческим развитием - что
сущность Вселенное есть разум.
У Фихте
самоопределение абсолютного Я
выступает различение реального и
идеального, субъективного и
объективного. И затем процесс их
относительного отношения должен
был привести к абсолютному Я
вновь. - Эта основная мысль
Фихте и выступила исходным
пунктом всего философского
развития Шеллинга. Независимо от
времени мы должны у Шеллинга
фиксировать три ступени по
понятию философии. Первая -
трансцендентальный идеализм,
вторая - философия природы, третья
- философия тождества. Собственно
третьей ступенью Шеллинг и
представляет собой этап в
развитии философии. - Рассмотрим
как он к этому пришел.
Итак,
трансцендентальный идеализм -
здесь я прежде всего буду
фиксировать то, чем эта работа
отклоняется от учения Фихте. Сам
Шеллинг объявляет что принцип его
есть принцип "Наукоучения"
Фихте, и по содержанию мы ничего
не находим более того что
содержалось у Канта и Фихте. Важно
то что Шеллинг в этой работе
делает попытку утвердить две
философские науки.
Шеллинг начинает, как
Кант и Фихте, с опыта: есть
сознание и предмет, субъективное
и объективное. Рассматривая это
Кант и Фихте старались найти
основание опыта, а Шеллинг
говорит, что поскольку во всяком
знании есть оба момента, то
необходимы две философские науки.
- Если удерживается момент
объективности - то получаем
философию природы, если
субъективное -
трансцендентальный идеализм. И
формально логически это
последовательно.
Но природа кажется тем
же предметом для естествознания и
для философии - это тот пункт на
котором свихнулся диамат: дальше
отождествления единичного
предмета он не идет и если
спросите чем он отличается от
естествознания, то он вынужден
будет признать свою философскую
нищету - у него ничего нет кроме
того что он заимствует у
естествознания и ворует из
исторических форм философии.
По Шеллингу
естествознание занято
рассмотрением природы:
рассмотрением связей и законов
явлений. Но знание на этом, по
Шеллингу, не может
удовлетвориться, так как есть еще
одна сфера - духа, интеллекта. А
потому встает вопрос, а какова эта
определенность природы в
отношении к интеллекту. -
Рассмотрение того как природа
должна превратиться в интеллект и
есть философия природы.
Природа и интеллект -
два способа существования чего то
единого. По Шеллингу природа в
себе есть мышление, интеллект -
или как выражается Шеллинг: даже
мертвая природа есть окаменевший
интеллект. Здесь вспомните Фихте:
абсолютное Я есть единство
субъективного и объективного,
мышления и бытия. А далее
выступает предмет и сознание, и
независимо что сознание
представляет в этом не-Я -
философское мышление знает что
эти Я и не-Я имеют одно основание -
потому не-Я имеет ту же
определенность что и сознание
находящееся в отношении к не-Я и
наоборот.
Абсолютное Я, по
Фихте, есть чистая деятельность и
только через действие оно
начинает созерцать Я. То есть
абсолютное Я действует и
созерцает свою деятельность - это
и есть то, из чего возникает
самоограничение абсолютного,
распад на бытие и мышление. И это
делает исходным моментом Шеллинг:
не-Я есть противоположный способ
существования той же
определенности что есть и у Я, так
как основание едино. Не-Я здесь
реальное основание, Я - идеальное,
а абсолютное Я - их единство. Если
вы не забыли метафизики Нового
Времени, то можно догадаться, что
через разработку тотальности
субъективности формы произошло и
восстановление самого содержания
метафизики Нового Времени.
У Декарта
протяженность и мыслительная
субстанции являются лишь
противоположными по форме
существованиями одной и той же
субстанции Бога - а здесь
происходит восстановление этого
содержания в форме
субъективности. Значит эта форма
не была абсолютным заблуждением
раз из себя пришла к содержанию на
которое натыкалось метафизика
даже не занимаясь природой
мышления. И это в высшей степени
поучительно в качестве
исторической формы движения
формы и содержания философии.
Итак, природа это
окаменевший интеллект - какая
поповщина и мракобесие... А
идеализм здесь состоит только в
том, что не признается
метафизическая мертвая
противоположность природы и духа.
Но если природа не есть зародыш
духа - неоткуда духу и взяться.
Только не надо понимать этот дух
как часть, элемент природной
структуры - это в себе есть
строгое определение неразвитости
диалектического процесса начала.
Если философия должна
исследовать как природу так и дух,
то следует бессознательная
смутная, природная тенденция
естествознания двигаться в этом
направлении. И на высшей ступени
развития природы - в мышлении
человека - она впервые
возвращается к себе. Значит
только в разуме и через разум
раскрывается абсолютное единство
природы и духа, реального и
идеального и выступают единые
законы. И это все восходит к Фихте:
у не-Я и эмпирического Я нет
другого закона кроме закона
абсолютного Я.
Истинный же закон сам в
себе должен иметь реальность.
Разрабатывая всеобщее единство
природы и духа классическая
немецкая философия впервые
начала определять само это
единство и через это определение -
как конкретное всеобщее единство
в нем самом - она раскрыла
всеобщие законы всего сущего.
И наоборот, только раскрывая
всеобщие законы природы и духа
классическая немецкая философия
раскрыла единую реальность,
которая не исчерпывается ни
природностью ни человеческим
духом. - Все явления природы и духа
должны снять себя как покрывала
скрывающие эту всеобщую единую
реальность. То есть природа сама
идеологична: она всегда
показывает изнанку, не то что есть
- вспомните "Баядеру" Гете.
Значит чем мы дальше продвигаемся
к духу, мышлению - тем больше
разлагается покрывало природных
явлений и выступает интеллект.
Вопрос о форме мышления,
который поднял Кант, отнюдь не
второстепенный - именно
определенность бытия, как мы
убеждаемся, и связана с
определенностью содержания. И
весь вопрос в том, случайная или
нет эта определенная форма от
которой связана случайность и не
случайность определенности
содержания. - Необходимость форм
мышления с необходимостью
толкает каждого индивида на
случайное содержание, так как
иное содержание ему недоступно. А
Фихте разработал момента
истинного мышления, хотя
исторически неизбежно
односторонне.
Противоположная
дисциплина философии природы -
трансцендентальный идеализм -
исходит из субъективного, Я,
интеллекта. И если философия
природы рассматривает как
природа становится интеллектом,
как объективное становится
субъектом - то здесь необходимо
рассмотреть, как субъект
объективирует себя. Это и есть
исходный пункт
трансцендентального идеализма.
Это впервые разработал
Фихте и к этому подходили Декарт и
Кант. Это форма обусловливающая
свое содержание и наоборот - Я
есть Я. Закон формальной логики А=А
является лишь копией этой
абсолютной деятельности Я, так
как А=А есть покой и посредством
этого познать Я=Я нельзя, а
наоборот - можно.
Второй момент у
Шеллинга, как и у Фихте,
различение на субъект и объект - а
следовательно абсолютное
самосознание снимает себя и
выступает как отношение сознания
и предмета. И наконец третий
момент - их относительный синтез.
То есть Шеллинг дотошно
воспроизводит все три момента
принципа Фихте как основания
философии.
Но встает проблема, как
же познавать то, что само является
основанием и принципом философии.
То есть необходимо познать
принцип философии до того как
выступила сама философия, ибо она
и есть развитие этого принципа.
Но как можно иметь дело с
мышлением если его нельзя
познавать как предмет? Поэтому
диамат и не справляется с
трансцендентальным идеализмом. И
во введении мы видели, что
содержание философии существует
только для философии и в
философском мышлении, как и
философское мышление существует
в качестве определения этого
философского содержания.
То есть Фихте и
Шеллинг выставляют важнейшее
положение о нераздельности
мышления и бытия если мы хотим
иметь дело с началом философии.
Понятиями, под которыми Шеллинг
понимает рассудочные
представления, познать это
невозможно, так как в них
фиксируется то абстрактная
всеобщность как тождество себе,
то особенность или единичность - и
все изолированно.
|