5.V.89
Мы
получили принцип философии Фихте
в его трех основных моментах. И
последний момент гласит, что
абсолютное Я полагает Я как
взаимодействие Я и не-Я.
Рассмотрим, что здесь по
содержанию.
В первом моменте
абсолютное Я полагало себя, то
есть выступало абсолютное
самосознание или чистое всеобщее
единство мышления. Во втором
моменте вследствие самополагания,
самоопределения абсолютного Я,
выходит на сцену не-Я - то есть все
кроме чистого самосознания. Это
не-Я абстрактное
непосредственное отрицание
абсолютного Я. Я и не-Я здесь
претендуют на значение
абсолютности. А потому в третьем
моменте выступает делимость того
и другого, по выражению Фихте.
Значит в третьем
моменте делимому Я противостоит
делимое не-Я и наоборот. Здесь
абсолютное Я и абсолютное не-Я
теряет характер абсолютности -
они относительные, ограниченные,
конечные. То есть в третьем
моменте принципа имеем имеем
отношение конечного Я и конечного
не-Я, а это и составляет сферу
опыта как отношения сознания и
предмета. Я и не-Я здесь отрицают
друг друга, а потому необходимо
снятие этой отрицательности,
противоречия. И Фихте правильно
говорит, что только с третьим
моментом принципа мы имеем первый
абсолютный синтез. Но он как
синтез первых двух моментом
синтеза является лишь началом
процесса синтезов как ступеней
разрешения противоречия Я и не-Я.
Эмпирическое Я -
сознание - воспринимает
воспринимает не-Я таким образом,
что оно существует от века и ему
приписывает все
субстанциональное, а это и есть
предпосылка всех исторических
форм материализма. То есть
материализм он есть потому, что не
знает необходимости
возникновения сознания, предмета,
как и необходимости их отношения -
то есть невежество и есть основа
материализма. Для него Я это
идеальное, субъективное, а не-Я -
реальное, материальное,
объективное. И остается одно -
отражать это не-Я. Что бы
сохранять себя, Я должно
осуществлять процесс тождества с
собой, а это значит что оно должно
теоретически отрицать не-Я - то
есть определять.
В результате этого
выступают определения не-Я
которое это Я впитывает, а это и
есть предпосылка всех опытных
наук - главное дело в предмете
который надо отражать. Но
деятельность по определению не-Я
уходит в бесконечность, так как у
не-Я всегда остается нечто
неопределимое и Фихте это
называет вечным остатком, толчком.
Толчёк и есть наименование
противоречия, которое остается
неопределимым для деятельности
сознания и потому толкает это
сознание дальше определять не-Я.
Толчёк у Фихте
оказывается тем же что и вещь в
себе у Канта: сознание потому и
приходит к толчку, к предмету, так
как занято определенностью
только предмета. То есть сознание
действующее в опыте всегда
приходит к непознаваемой вещи в
себе, а потому она с
необходимостью оказывается
верующей наукой, а агностицизм
логически необходим как
завершение всех форм
материализма.
И еще: сознание и
предмет противоположны и предмет
это материя и, по Гольбаху,
материя это то что ощущается. И
это входит в Ленинское
определение материи по которому и
навозные жуки оказываются
материальными. Но ощущаемое
конечно и требует опоры вне себя,
а значит она сотворена, а чем
неизвестно, так как это и
составляет вещь в себе. Значит
создающее материю и есть первый
момент Бога, который выступил у
неоплатоников, особенно у Филона
Александрийского, который и
оказывается отцом диамата...
А категория вовсе не
есть выражение предмета
противостоящего сознанию или
мышления противостоящего
противостоящего предмету, а есть
определение выражающее единую
определенность предмета и
мышления, природы и духа, мышления
и бытия, необходимости и свободы,
а не одного момента. А в диамате
определения предмета выдаются за
всеобщую определенность, а отсюда
и такие категории как структура,
элементы и так далее.
По Фихте категории есть
определенный вид синтеза Я и не-Я,
значит категория выражает и
представляет собой особенный
синтез мышления и предмета,
субъективного и объективного, а
не того или иного. И Фихте
старается показать эти категории
в их необходимости.
Поскольку Я и не-Я
выступили как противоположность,
то можно говорить об их
реальности. Выступившее не-Я во
втором моменте претендует на
абсолютную реальность подвергнув
отрицанию Я, которое его и
порождает. Но Я то же утверждает
свою реальность в
противоположность реальности не-Я:
то есть имеем две реальности - Я и
не-Я. - Узнай это диаматчики
повесились бы: для них реальность
одна - вне мышления. Но если
реальность одна, как нечто
положительное, то с чем будет
соотносится реальное не-Я, если
ему будет противопоставляться
отсутствие не-Я. Так секта
трясунов Дубровского и говорит,
что реальность это то что вне
сознания, но с чем она тогда
соотносится - с отсутствием
реальности?
У Фихте определение
реальности единое, а Я и не-Я
противоположны, потому и
завязывается их противоречие.
Отношение этих противоположных
реальностей и дает
взаимодействие, которое
представляет собой категорию где
оба эти момента существуют,
обладают противоположной
реальностью и в отношении которых
невозможно решить что
определяющее, а что определяемое.
А это значит что в этом
взаимодействии как Я определяет
не-Я так и наоборот. Поэтому хотя
эмпирическое и определяет не-Я, но
так, что определяющим выступает
не-Я. То есть абсолютное здесь
вступает в относительное
единство своих противоположных
моментов - узнаете раздвоение
единого? Но эмпирическое сознание
здесь полагает что не-Я, материя,
реальность, определяет Я.
Все что Фихте говорит
об отношении Я и не-Я это и есть
дофилософское мышление, поэтому
оно не находя абсолютного Я, в Я
стягивало абсолютное Я в
определенность эмпирического Я и
превращало этим философию
свободы в лакейскую философию.
Главный вывод из этого отношения
в том, что сколько бы
нефилософское сознание не
отражало противостоящий ему мир -
оно не вступит в начало
философского познания. - Для Фихте
этот переход к философскому
знанию не может быть
непосредственным - он происходит
только посредством рефлексии.
Конечная материя
противостоящая сознанию и
определяющая сознание является
платформой абсолютной
безнравственности: какова
природа - таков и человек, но это
апология всех его природных
состояний, а потому надо
ликвидировать всякую рефлексию. А
Фихте восстанавливает мысль
Сократа, что извне никакая
нравственность и моральность
невозможна.
Итак, пока не-Я
определяет Я нравственности нет
ибо это внешнее отношение. Только
за счет того, что абсолютное Я
определяет себя, оно вступает в
рефлексию с самим собой: эта
абсолютная рефлексия есть
основание всего особенного
отношения Я и не-Я. - Рефлексия в
эмпирическом сознании не начало,
а производное рефлексии
абсолютного Я. Неопределимость
первоначального толчка и
приводит к необходимости
обратиться к моменту рефлексии во
всей его полноте и отвлечься от
всего - это и есть знаменитое
декартово сомнение. - Все интересы
должны погибнуть со стороны
определяемости природой и
положительно выступить в
определении себя самого. А это и
есть начало самоопределения, где
происходит смерть природного и
начало духовного.
М теперь уже Я
определяет не-Я, подвергая его
отрицанию: Я из себя черпает
определения и превращает в
определенность не-Я. Значит если
теоретический разум был
перемещением объективного
содержания в субъективную форму,
то практический разум,
нравственность, воля есть
переведение определенности Я в не-Я.
Присмотримся что здесь
происходит.
Итак, воля черпает
определенность из себя и
превращает ее в определенность не-Я.
НО поскольку в теоретическом
разуме мы не узнали что такое
абсолютное Я, а пришли к
необходимости абсолютного толчка,
то практический разум не знает
свою природу и все истинное
приписывает не предмету, как в
теоретическом разуме, а сознанию.
- Он старается определить
неопределимое в теоретическом
разуме - толчёк, но и он не может
определить не-Я как толчёк.
Практический разум оказывается
такой же односторонностью как и
теоретический разум: он как
конечная воля не может полностью
определить противоположный
конечный предмет.
Значит в первом случае
мы не могли перейти от не-Я к Я,
потому что не-Я - объективный мир -
есть нечто конечное,
противостоящее конечному
сознанию, а во втором случае воля
не может перенести свою
определенность в не-Я потому что
конечное Я противостоит этому не-Я.
Значит не теоретический, ни
практический разум не могут
достигнуть тождества Я и не-Я - они
уходят в дурную бесконечность
оставляя абсолютный толчёк вещью
в себе.
И Фихте заключает, что
конечное сознание - теоретическое
или практическое - не может
определить вещь в себе которая
есть результат деятельности
абсолютного Я. - Основание не
может быть только реальным или
идеальным, оно есть их единство
благодаря которому и выступает
вся форма противоречия
теоретического и практического
разума. Значит Фихте в форме
субъективности дал впервые так
называемую философию тождества.
|