21.IV.89
Мы
получили что философия
начинается и удерживается если ее
основанием выступает безусловное
всеобщее. Отсюда и получили что
догматизм, под которым Фихте
понимает все исторические формы
материализма: выдвигая
основанием предмет, вещь. Если она
ограниченная то это не философия,
а значит должна быть безусловным
абсолютным, то есть такой вещью,
предметом, которая абсолютно
предшествует мышлению. А если уже
есть предмет и сознание, то это
конечное отношение, а не
основание. Но абсолютно
безусловным основанием
материализма с необходимостью
становится вещь в себе, и при этом
он не говорит о Гольбахе,
Гельвеции и т.д., а классической
формой догматизма называет
учение Спинозы, где абсолютная
субстанция должна предшествовать
всякому сознанию. А материализм
на английской и французской почве
оказывается межумком где
говорится о философии, а
подсовывается всегда конечное
или отношение ощущения, сознания
и предмета.
В нашей же
псевдофилософии не поднимаются и
до такой формы догматизма как у
Спинозы: в лице вождя выступает
высокопоставленный Скалозуб, а
остальные кричат - да здравствует.
То есть азиатская форма холопства,
рабства, деспотизма, здесь
выступает в рафинированной форме
догматизма.
Фихте говорит, что
Спиноза выдает субстанцию за
абсолютную, предшествующую
модусам и атрибутам, но она не
может существовать кроме как в
определениях мышления. И на этом
моменте строятся все уловки
материализма: он хочет дать что то
основополагающее как всеобщее -
материю, природу - и потом
спрашивает, как же тогда мыслил в
эпоху ихтиозавров и никто иной
как марксист-ленинец и не
догадывается что это его же
продукт. А потому исторические
формы материализма являются
всего лишь разновидностью
обыденного сознания. А почитаете
Гайденко или других вы увидите
что философия Фихте не понята и
спасая свое банкротство вводится
параллелизм с Къеркегором
который якобы по сути то же.
В современной философии о
чем угодно идет речь, но только не
о мышлении. Хотя после Фихте
стыдно выступать с такого рода
поползновениями, но это возможно
в следствии философской
необразованности.
Итак, всеобщее основание
должно быть в определениях
мышления и неотделимо от него. В
истмате требуется что бы
ограниченный предмет перешел в
свое понятие. И основоположники
сломали себе голову когда решили
выяснить отношение общественного
бытия и общественного сознания.
Если общественное бытие
основание, то общественное
сознание как от века данное,
только модифицируется в
соответствии с общественным
бытием. Но тогда это к философии
отношения не имеет: мало что
изменяется благодаря чему то. А
если это философское отношение,
то необходимо что бы общественное
бытие в своей определенности
перевело себя в общественное
сознание. Но может ли
ограниченное общественное бытие
перевести себя в соответствие с
общественным сознанием? Это та де
затея что бы сюртук в "Капитале"
сам отправился на рынок и обменял
себя на сапожную ваксу, но Маркс
был настолько трезв, что говорил:
сам сюртук на рынок не ходит.
Встает вопрос, почему
Маркс и Энгельс провозглашали что
общественное бытие определяет
общественное сознание и нет у них
ни одной работы где бы
общественное бытие перевело себя
в общественное сознание. Так в "Немецкой
идеологии" говорится о том как
плохо поступали идеологи
занимаясь духовным миром, идеями -
они не думали из какого
общественного бытия это
порождается, а дают
определенность этого бытия в "Немецкой
идеологии". Или у Ленина: что бы
быть последовательными
марксистами мы должны
идеологические течения должны
свести к укладу экономической
жизни. И это на одной странице, как
в Коране, много мыслей здравых об
отношении общественного бытия и
сознания.
Итак ясно, конечное не
может переводить себя в другое
конечное как противоположность и
это знал уже Аристотель. Значит
поскольку предмет не может быть
основанием мышления и опыта,
остается одно: мышление, сознание,
должно быть основанием себя и их
отношения. И не какое ни будь
сознание, а интеллект как
мышление в его собственной
природе не имеющий пока еще
развитой определенности. И если,
по Фихте, на пути догматизма мы
получили вещь в себе, то здесь мы
имеем интеллект в себе.
"В себе" здесь
является противоположностью
всякой иной определенности,
отношения к другому - это
определение всеобщности мышления
Фихте и называет кратко "Я".
Это Я всеобщее, так как все что мы
знаем посредством мышления -
всегда существует для мышления.
Если нечто не существует для
мышления - тогда мы не знаем этого.
В классически чистом виде это
происходит при полном поглощении
мышления в определенности
предмета. Но поскольку предмет
неисчерпаем, то требуется
вечность души, Бог. И поскольку в
предмете определенность, то и
мышления не надо, а потому и
вопрос об истинности предмета не
возникает - он такой есть:
получаем абсолютную
реакционность. И все это плоды
бессознательного мышления, а
потому и основа иррационализма
Гартмана и философии
бессознательного. То есть можно
сказать, что исторические формы
материализма находящая свое
завершение в учении
бессознательного и Гартман
должен быть поставлен в один ряд
завершителей исторического
материализма в рефлексии - это
имманентно завершенный
материализм. По Фихте же любая
определенность предмета
выступает для нас тогда и в той
мере, когда она выступает для
мышления находящееся в отношении
к себе самому. То есть без
отношения без отношения к себе
самому невозможно отношение к
иному - именно самосознание
является основание сознания.
Так разумный историк с
необходимостью придет к выводу,
что при ближайшем рассмотрении
феодализм является основанием
рабовладельческой формации, так
как когда речь идет об основании,
то это не временная
последовательность, а то что
является основанием самой
временной последовательности. -
Основание феодалистической
формации более развитое, истинное,
а потому это основание является и
истиной рабовладельческой
формации, а иначе получится что
менее развитое есть основание
более развитого: это та же
бессмыслица что развитие идет от
простого к сложному.
Здесь мы имеем дело с
двумя формами крайностей -
эволюции и эманации. - Если
некоторое содержание не
существует для нашей мысли,
значит мысль не относится к себе
самой в этом содержании. И сколько
бы не говорили что сознаем и знаем
- это формы идеологии. Под
идеологией понимается адекватное
выражение любого явления не
знающего закона этого явления. Но
если идеология не знает сущности
этого явления - она заблуждение.
Идеология не сводится к
формам общественного сознания,
как у основоположников,
идеологично любое учение, наука,
которая не знает своей сущности -
поэтому вся опытная наука
идеологическая. А философия и
является абсолютным врагом
идеологии, так как познает
всеобщее единство мира и высшие
законы его развития. Потому если
идеологично общественное
сознание - идеологично и
общественное бытие.
Именно Фихте является
одним из первых врагов идеологии.
Он не представитель буржуазной
идеологии, как поговаривают, а
враг идеологии как таковой и мы
убедимся в этом, рассмотрев, что
представляет собой теоретический
и практический интеллект. И эта
истина со всем диалектическим
охватом определенности предмета
куда привела - мы видим сегодня, и
не наша вина что у
основоположников время ли не
хватило или думать по философски
не хотели и делая первый шаг они
остановились на идеологическом. -
И разве не идеология утверждать,
что природа первична и делать при
этом вид, что сознания при этом
еще нет.
"Я" Фихте
объявляет противоположностью
догматизма. Философия Спинозы не
удовлетворяет Фихте тем, что
абсолютная субстанция любую
определенность имеет вне себя: ни
модусы, ни атрибуты не составляют
у Спинозы определенности
субстанции. Модусы - ясно, а
атрибуты это противоположные
стороны одного - субстанции, Бога -
как две его формы. Ну а что такое
субстанция сама по себе -
неизвестно. Как неизвестно и что
такое атом Левкипа, Демокрита,
Эпикура, Гассенди и т.д. - Он имеет
порядок, форму, положение и к тому
же неисчерпаем, ну а что он есть
как таковой - неясно. И нельзя
сказать один атом и есть ли он, как
нельзя выяснить чем отличается
бытие Парменида от субстанции
Спинозы.
Но для греков это было в
высшей мере последовательно что
они знали необходимость и
фатализм. Но и субстанция не имеет
в себе определенности и тем не
менее в "Этике" Спиноза
говорит о свободе, то есть вещь в
себе как основание свободы...
Поэтому Фихте и приходит к выводу,
что учение Спинозы есть учение
абсолютного фатализма. А потому
только Я как единство с собой есть
единственная абсолютная основа и
потому все существует для Я и в Я.
Моя система, говорит Фихте, есть
первая система свободы.
Итак, абсолютное Я,
ведущее свое происхождение из
трансцендентального единства
самосознания Канта, уже не есть
пустая субъективная форма. Для
Фихте Я как всеобщая форма
мышления не может черпать
содержание извне как у Канта.
То есть Фихте ловит Канта на
главном: если трансцендентальное
единство самосознания априорно -
всеобщее и необходимое, то и
содержание должно быть всеобщее
присущее этой всеобщей форме, а не
извне .В опыте же есть две
половинки: предмет и мышление как
особенное. Поэтому, по Фихте,
философия должна начинаться
принципом единства предмета и
сознания, бытия и мышления и этим
принципом он называет абсолютное
Я.
Кант на философию Фихте
ответил, что он к ней не имеет
отношения и что из этой чистой
логики ничего нельзя вывести. На
что Фихте так же "лестно"
ответил Канту, что его голова в
три четверти, так как четверть
пришлось додумать Фихте. Фихте по
сути дела разрабатывает понятие
всеобщей абсолютной формы
мышления.
Значит философия имеет
дело в всеобщим основанием,
которое есть высшее единство
противоположностей сознания и
предмета, природы и духа. И
выражением этого должен быть
единый принцип философии. Значит
абсолютное Я и есть философское
выражение высшего единства в себе.
Нельзя сказать что абсолютное Я
это самосознание, так как
возникал бы вопрос об отношении
сознания и самосознания - то есть
конечного отношения. Фихте
называет это основание абсолютно
безусловным и абсолютно
достоверным.
Основание не может быть
доказанным, так как
доказательство есть связь,
обусловленность,
опосредствование - этот вывод
Якоби Фихте знал: опытная наука и
есть такой процесс. Поэтому Фихте
очень осторожно говорит, что
абсолютное Я может быть фактом
мышления. Значит Я должно быть
непосредственным, всеобщим,
безусловным и непосредственно
достоверностью для нашего
мышления. То есть это не
самосознание или сознание, а
абсолютное единство мышления во
всей его определенности с самим
собой.
|