10. III. 1989
Мы остановились на том,
что трансцендентальное единство
самосознания, то есть Я, полагает
многообразный материал
чувственности, то есть ощущений,
созерцания, восприятия. Сейчас же
необходимо остановиться на
путанице в понимании материала,
содержания. У Канта чувственность
есть лишь способность
воспринимать воздействия, а
рассудок - способность мыслить.
Этим Кант впадает в
метафизическую
противоположность способностей
познания, не доходит до того что
бы материал чувственности
объявлять содержанием.
Материал в себе самом
имеет некую форму. Независимо,
априорная ли это форма, как
полагает Кант, или форма присуща
самому материалу и не имеющая
характера всеобщности - не в этом
дело. Любой материал имеет
соответствующую себе форму,
которая одновременно отличается
от этого материала. Различие
между формой и материалом есть, но
тем не менее материал всегда
существует как оформленный.
Поэтому содержание получается не
так, что к материалу прибавляется
форма как к чему то бесформенному
- у материала своя форма. Значит
что бы материал стал содержанием,
требуется форма отличная от формы
самого материала и эта форма
содержания принадлежит
познающему субъекту. Значит
всякий материал впервые
становится только в соединении с
формой рассудка. Категории и есть
у Канта то простое, через которое
многообразие чувственного
материала полагается как
тождественное с единством
самосознания. Поскольку
категории всеобщие и необходимые,
то они не могут заимствоваться из
опыта и потому априорны, то есть
принадлежат мышлению.
Формальная логика о
категориях ничего не говорит.
Более того, сам Кант протестует
что бы формальную логику из
субъективной формы правильности
мышления превращали в способ
объективного познания. То есть
превращать формальную логику в
органон познания недопустимо. Но
из абстрактного Я нельзя получить
категории. - Тогда Кант находит в
формальной логике разработанной
Аристотелем и средневековыми
схоластами определенные виды
суждений.
Суждение посредством
которого мыслят всегда некоторая
связь субъекта и предиката. Но с
одной стороны мы видели, что
мыслить, это значит приводить
многообразное к единству, но с
другой - можно мыслить и один
предмет. И здесь рассудок не
догадывается, что одно
эмпирическое есть и многое. Это
знал уже Зенон: полагается ли
конечное один раз или полагание
уходит в дурную бесконечность -
это одно и то же. И
древнегреческая атомистика
исходит из положения, что одно
эмпирическое одновременно есть и
многое и наоборот. Мыслить и
значит связать этот предмет с
предикатом, который имеет какое
то определение всеобщности.
Значит в суждении имеем
несоответствие субъекта и
всеобщности предиката, а значит
субъект не есть всеобщее: не есть
одно, не есть один единственный
предмет.
Итак, неважно, один
предмет мыслить или многое
приводить к единству - это одно и
то же . - Суждение есть связь
предмета с его определенностью и
эта связь нас интересует прежде
всего. Но Кант хочет избавиться от
трех моментов суждения: субъекта
предиката и их связи. Его не
удовлетворяет что все формы
суждений и даже умозаключений, не
имеют строгого определения
всеобщности и необходимости.
Исторически и
эмпирически до Канта известно 12
суждений всеобщности,
особенности и единичности. Это
положительные, отрицательные и
бесконечные, а так же
категорические, гипотетические,
разделительные, ассерторические,
проблематические и
аподиктические. По Канту эти
суждение не обладают простотой и
всеобщностью, поэтому из этих
суждений, по Канту, следует
выявить тип связи субъекта и
предиката и их соответственно
оказывается то же 12. Эти 12 видов
связи, как единств предикатов и
субъектов и есть категории
рассудка. Это соответственно -
единство, множество и так далее.
Причем образуются 4 класса
состоящие из трех категорий, где
первая положительная, вторая -
отрицательность первой, а третья -
их единство, синтез. То есть
каждый класс представляет собой
некую тройственность категорий. И
тройственность не случайна: она
случается уже у пифагорейцев,
Платона, неоплатоников, в
христианской религии.
Не вдаваясь в
подробности следует сказать, что
за этим триединством стоит
история самой мысли как высшей
формы абсолютного единства
противоположностей, или если
угодно высшая противоположность
всего существующего в ее
собственном единстве. Кант еще не
доходит до такого понимания, но
его заслуга в том что он обратил
внимание на тройственность. Хотя
следует сказать, что синтез
является не философским
определением, так как принадлежит
к одному из видов эмпирического
познания. Синтез есть не только не
только некая имманентная
внутренняя связь различенного и
противоположного, но
одновременно он неотделим от
внешнего момента связывания. То
есть любой синтез не может
избавиться от моментов различия и
противоположности в связываемом,
а значит синтез - сфера опыта. И
это распространяется не только на
Канта, но и на все
философствование до Гегеля.
Итак, в выделенной
тройственности мы видим у Канта
не более чем инстинкт разума.
Чистые понятия рассудка -
категории - абсолютно пусты, так
как возникают из того, что
трансцендентальное единство
самосознания приводит
многообразие чувственности в
тождество с собой. - Категории
принадлежат самосознанию, но они
пустые формы. Эти два пункта взяты
у Канта напрокат современным
диаматом: категории субъективной
формы наполняют объективным
содержанием.
Величайшая ошибка
Канта здесь в том, что он понимает
категории как пустые. И он
получает это последовательно с
точки зрения формальной логики,
исходя из незнающего себя самого
опыта, который представляет собой
распадающееся на готовое
содержание во внешних предметах и
субъективную форму. Но
бессодержательных категорий не
существует и кто о них так
говорит тот сам таков. Как не
существует материала без формы,
бесформенного содержания, так и
не существует формы без
содержания. По отдельности они
существуют только в абстрактном
рассудочном мышлении и являются
результатом его произвола как
насильственного удержания этих
абстракций и создания иллюзии,
будто формы могут существовать
как пустые.
Содержание категорий
не какое то чувственно
воспринимаемое - откуда и
возникла фикция пустоты. Потому
Кант утверждает, что содержание
чувственно воспринимается,
входит в наше восприятие. - Если я
не воспринимаю - гласит
предпосылка исторического
материализма - то это не
существует, это не содержание. Это
не удивительно для Канта - он
имеет предпосылкой опыт и впервые
вылазит из него, но это
непростительно диамату. Тогда
Маркс в "Капитале"
барахтается в пустых формах:
говорит о стоимости, товаре, а
содержанием их не занят - но "Капитал"
это не товароведение.
Заблуждение, искать в
категориях чувственно временной
определенности - и это их
достоинство. Кант уже не относит
пространство и время к категориям
рассудка. Для Канта категории это
определения предмета как
такового, а пространство и время
исключительно определения
ощущаемого, эмпирического,
чувственного. Поэтому
пространство и время не
философские категории, хотя мысль
пространства и времени может быть
философской. Философски можно
мыслить все и это значит иметь
предметом только их всеобщее в
определениях мышления.
Пространство и время как
категории тянут свою родословную
из так называемой философии
природы с опусканием собственно
философского момента. Во-вторых,
по Канту, категории являются
определениями нашего сознания,
ибо в качестве всеобщих форм
единства они сами вещим не
принадлежат и из вещей получены
быть не могут.
На это следует сказать,
что если в эмпирических вещах
категории непосредственно не
содержаться и не выступают и
только благодаря рассудку
появляются, то из этого не следует
положение Канта, что категории
исключительно субъективны. - Если
они таковы, то никакой материал не
позволит себя втискивать в эти
субъективные категории. Если
категории претендуют на то, что бы
быть категориями чего то, то они
должны быть причастны этому
материалу.
Эта ошибка Канта
следует из постановки вопроса:
его интересует не то что есть
истинное пространства и времени,
а субъективно или объективно
пространство и время. Его не
интересует что такое истинные
категории рассудка сами по себе,
то есть истина действительной
всеобщности, а его интересует
объективны или субъективны
категории, принадлежат ли они
вещам внешнего мира или мышлению.
И это "или-или" выдает у Канта
рассудочное мышление - истинное
не может быть только объективным
или субъективным. Единое здесь
раскалывается пополам и один его
момент Кант выдает за истину. -
Такой способ мысли хорош что бы
сделать виновных правыми, а
правых виновными.
Неразрешимое
противоречие опыта и есть
противоречие, в которое впадает
Кант в учении о рассудке.
Следствием этого является то, что
единство вещей единственно
полагается в единстве
самосознания, Я. И наоборот, Я
вносит единство в сами вещи,
предмет. - Рассудок диктует законы
природе как совокупности явлений.
То есть абсолютный субъективизм -
вот что понравилось нашим
партийным лидерам с 17 года. Отсюда
и вопли: Кант наш, и действительно
их, так как точка зрения
субъективного идеализма у нас не
слезает ни идеология, ни
философия и все прочее... У нас
истиной является идеология.
У Канта сам познающий
субъект доставляет себе материал
в качестве способности
чувственности, а что вне чувств -
знать нельзя. Рассудок сам себе
составляет форму, категории,
высшее единство самосознания. И
всей этой субъективности
противостоит непознаваемая вещь
в себе, которая в лучшем случае
есть у Канта внешний мир. Поэтому
Шопенгауэр был в какой то мере
прав, когда в своем талмуде
внешний мир превратил в
субъективные представления. -
Шопенгауэр точно учуял главную
тенденцию философии Канта: ничего
у нас нет кроме субъективных
представлений.
Итак по Канту
рассудочное познание дальше
явлений идти не может. Раз мы не
знаем вещь в себе, а знаем только
явления неопределенного предмета
для нас, то эта тавтология
означает что эмпирически
многообразное случайно и не
существует благодаря себе.
Сколько бы процесс рассудочного
познания не продолжался бы,
втягивая все новые явления, но из
сферы явлений не выйти: будем
вечно подводить чувственно
воспринимаемое под категории
рассудка и этим определяя их как
причину и действие, субстанцию и
акциденцию и так далее. Значит все
эмпирические науки - теория
социализма и даже "Капитал"
не выходят за пределы явлений. И
поскольку категории субъективны
и являются формами рассудочной
мысли и соединение материала с
всеобщими и необходимыми
определениями рассудка получаем
такой опыт, который значим
абсолютно для всех и на все
времена... Это и есть учение Канта
об абсолютной истине, о чем
помалкивают Гулыга, Асмус,
Ойзерман и тому подобные. Значит
это неистинное познание явлений
Кант называет абсолютным знанием
и это какая то субъективная форма
самодовольства своим
ничтожеством.
Но помимо рассудка
познающего конечные явления, Кант
еще находит у человека еще
способность как разум, который
хочет знать бесконечное и
безусловное. А значит здесь мы
впервые у Канта подходим к
проблеме философии. Эмпиризм
старался получить всеобщее и
необходимое из опыта, а Кант
открыл, что сам опыт невозможен
если не имеется предпосылкой
всеобщности и необходимости. И
величие Канта не в том что
всеобщее априори - это скудная
субъективная мысль - величие в том,
что опыт возможен только тогда,
когда в основании опыта имеется
всеобщее. Именно это положение
вернуло Канта к достижениям
Сократа, Платона и Аристотеля.
Если всеобщее не лежит
в основании теоретического или
практического опыта, то человек
не сможет связать субъективное
представление с противоположным
внешним миром - в этих
противоположностях должно быть
первоначальное всеобщее единство.
Связать можно только то, что в
качестве реальной возможности
уже связано. То есть опыт лишь
развитие возможной связи, а не
создание ее. Но Кант не знает
необходимого перехода к разуму,
он говорит, что если опыт
ограничен познанием явлений - то
необходима способность познающая
бесконечное, а потому должен быть
разум.
Разум, по Канту,
порождает идеи которые являются
понятиями разума о безусловном.
Далее у Канта - подобно тому как в
рассудке отправлялась
трансцендентальная логика от
типов суждений и получала
категории - выступают
определенные типы силлогизма:
категорический, гипотетический и
разделительный. Согласно этому
получаем, что возможно
безусловное троякого вида:
безусловное категорического
синтеза в субъекте, безусловное
гипотетического синтеза членов в
ряде и безусловное разделенных
частей системы. Или о безусловном
в субъекте, безусловном во
внешнем мире и о безусловном
единстве того и другого - Боге.
Ясно, что содержание
это Кант взял из метафизики
Нового Времени, но Кант исключает
онтологию, которая была четвертым
предметом и была учением о сущем
как таковом без различения между
бытием и сущностью. И это не
случайно, поскольку он приходит к
выводу что вещь в себе
непознаваема, а именно ею и должна
была заниматься онтология.
Рациональная
психология до Канта исходила из
данных эмпирического сознания
познающего субъекта, который есть
нечто определяющее, простое - он
тождественен себе при всем
многообразии воспринимаемого,
созерцаемого, познаваемого. И
наконец, он сохраняет свою
самостоятельность по отношению к
вещам внешнего мира. А что бы
получить сущность, надо явления
преобразовать и тогда получим
соответственно: Я есть субстанция,
Я - простая субстанция, Я -
субстанция тождественная себе и
наконец, Я - субстанция
сохраняющая себя в отношении к
своему иному. И этот ход мысли
присущ Ляйбницу, Вольфу и их школе.
Данная позиция, по
Канту, впадает в паралогизм -
ложное заключение. - Здесь одно
выражение употребляется в
противоположных смыслах. А именно,
определяющий субъект выступает
как в эмпирическом смысле, так и в
смысле разумности - то есть
происходит отождествление
эмпирических и разумных
определений. Суть в том, что
метафизика Нового Времени
заменила особенные определения
всеобщими - и Кант здесь прав, но
совершает тут же ошибку:
получается что он протестует
против того, что бы мыслить
эмпирическое. Впрочем это исходит
уже от Юма, у которого всеобщее и
необходимое если не
воспринимаются, то и не
оправдываются. То есть из
различия всеобщего и особенного
Кант делает вывод, что всегда
право особенное, эмпирическое.
|