29. X. 1986
ШEЛЛИНГ
Учился в Тюбингенском Теологическом институте на 3 года раньше срока, так как был признан вундеркиндом.
В 23 года по протекции Гете назначен профессором и читал в нескольких городах, а с 1809 стал секретарем Мюнхенском Академии художеств.
В это время кончается его духовный
рост, но он до смерти сочиняет разного рода вещи.
Он проделал путь от трансцендентального идеализма до философии откровения, точнее до откровения религии взамен философии.
Начало и конец деятельности - прямая противоположность.
Мы должны присмотреться, действительно ли прав Энгельс, написавший три памфлета после выступлений Шеллинга в 1841г, где утверждается что Шеллинг отпал от философии и перешел в лагерь реакции.
До сих пор трактуется что Беркли и Юм отпали от Бэкона и Локка.
Но на самом деле это не отпадение, а выявление того, что представляли собой уже Бэкон, Гоббс и Локк в своем зародыше; разоблачение тайны воинствующего материализма Бэкона и Локка.
Шеллинг написал много - 14 томов, но все работы оказываются постоянным возвращением к началу и мы не найдем в них разработки предмета: происходит повторение одних и тех же положений и по своему содержанию его философия очень мала.
.
Первая работа, с которой он выступил - "О возможности формы философии вообще"/94/.
0н непосредственно отправляется от Фихте.
"0 Я как о принципе философии"/95/.
В этих работах нет ничего, что принадлежало самому Шеллингу.
Принцип, форма и моменты, все взято у Фихте; то есть они представляют субъектевную рефлексию Шеллинга по отношению к произведениям Фихте.
В 97 г публикует для многих неожиданную работу "Идеи философии природы"/по названию напоминает основную работу Гердера об истории человечества/ и последующая работа "О
мировой душе"/98/. По предмету обе работы имеют в виду природу; при этом Шеллинг форму рассмотрения природы заимствует у Фихте и в большей мере у Канта, из его натурфилософских работ.
Эмпирический материал природы Шеллинг соединяет с готовой формой: пустая форма соединяется с неподлежащими изменению эмпирическими явлениями природы.
Это и есть как раз то, что получило позднее название конструирование.
Этот прием не имеет к философии никакого отношения, но это единственный прием бытующий в современной философии.
Рассудок создает фикцию, что форма может сущесвовать отдельно.
И как только появляется попытка использовать готовые формы мышления, это неопровержимый критерий того, что здесь выступает на сцену рассудок автора, как набор готовых самостоятельных форм, которые можно соединить с каким угодно содержанием; то есть отношение формы и содержания - внешнее, случайное.
Внешнего существования и применения диалектики не бывает.
То, что было еще в материале с присущей ему собственной формой, благодаря применению рассудочных форм, умерщвляется.
Вместо того, чтобы поднять материал до истины формы, в нем уничтожается даже зародыш живого.
Получаем картину противоречащего себе материала, как сферы бесконечного многообразия явлений.
Разложение материала продолжается
до "Caput mortuum” - абстракции всякого содержания.
Вместо того, чтобы содержание оказалось развитым в разумной формe, а разумная форма обнаруживает себя как имманентно принадлежащая этому содержанию, - мы имеем пустую форму с одной стороны, и абстракцию материала/?/ с другой.
А тут и получаем и элементы и структуру и все что угодно.
Вот и вся разгадка происхождения современных псевдокатегорий.
Таков и характер первых работ Шеллинга.
Далее появились "Набросок натурфилософии"/99/ - это основная работа Шеллинга по натурфилософии, но никогда не переводилась на русский язык.
В 1800 - "Система трансцендентальной философии" - работа идей Канта и Фихте.
В 1802 - "Бруно, или разговор о природном и божественном началах вещей" переведена как "философское исследование о сущности человеческой свободы» В 1802г "философия искусства"
- незавершенная работа, где первая часть набросок философии тождества, а далее на ее основе разбор художественных произведений включая "Фауста" и т.
д. В 1801 - "Изложение моей системы философии".
Эти работы раскрывают, что есть философия тождества.
Далее следует философский кризис; метание от одной формы к другой, и наконец с 1827г и до смерти работает над философией откровения, основной мыслью которой является, что не философия, а религия откровения является вершиной духовной жизни человека.
Как подчиненное этой теме можно назвать незавершенную "О божествах самофракийских".
В этой исторической форме религиозного сознания отстаивалась точка зрения старой библии о первоначальном райском состоянии, абсолютной истине и падении.
Это сравнимо с мнениями наших журналистов, что существовал золотой век, от которого остались руины в Южной Америке.
У Шеллинга нет как таковой системы философии; все работы представляют собой историю философского развития Шеллинга.
Виндельбанд облазил все исторические явления философии от Нового Времени до Канта, был старательно занят материалом и вывод был простой: сколько бы мы не сравнивали философские учения, невозможно получить ни одного общего момента ни по содержанию ни по форме.
Вывод честный, но отрицательный; значит наука об историческом развитии философии невозможна.
Наука не может знать свою собственную историю, свою природу.
У него оправдывается библейский стих: возлюбленному своему он является во сне.
Мысли, чьи бы они ни были, являются для нас эмпирическими.
Для Гегеля и Аристотеля их труды не явление, а для нас явление; мы хотим понять что в них есть, чтобы сделать это своим.
Первым приступает к делу рассудок.
Раз есть содержание, тем более авторитетное, значит нужно выявить содержание; не привносить от себя, а брать то что есть, отсюда и современная знаменитая текстология.
Мы без мыслей, рассудка, разума, берем имеющееся содержание, чтобы избавиться от субъективности.
Чудная мысль! Сам рассудок производить мысли не может, он только усваивает имеющуюся мысль, в ее односторонности.
Усваивая мысль, рассудок заимствует ее у разума, хотя и не знает об этом.
Расщепляя предмет на противоположные определения, рассудок порождает массу истолкований /см.
"Об истолковании", "О софистических опровержениях" Аристотеля/ аспектов, сторон, функций и т.
д. , развиваясь, рассудок доходит до моментов в чистоте.
Абстрактное тождество и абстрактную противоположность.
Когда предмет разорван на эти противоположные моменты, рассудок этим сам себя убивает.
Рассудок этим переходит в реальность, он в самом предмете рассудочного познания доходит до моментов рассудка в чистоте.
Значит рассудок переходит в предмет и перестает быть субъективным.
Тут и обнаруживается в предмете то единство, то противоположность.
Это приводит к тому, что будем уже иметь не бесконечное число точек зрения- это незрелая стадия - а все они сводятся к 2-м противоположным на единое содержание.
Прав был Горбачев, когда говорил, что если существует много гипотез это несерьезно, вот когда 2, 3 варианта это уже ничего.
По Аристотелю наука тем строже, чем меньше в ней положений, принципов.
Истолкование своим результатом имеет противоположные позиции на единое содержание.
К примеру феодализм кишит сословиями, многообразием экономических укладов - в капитализме они свелись к единому экономическому противоречию, с его полюсными моментами.
И это противоречие снимает себя в экономическую формацию социализма.
То же и здесь: истолкование или экзегеза с древнегреческого, своим результатом имеет противоположные моменты одного содержания, в отличии от множества точек
зрения современной философии.
Это ростовщичество в науке, накопление точек зрения ради накопления.
Родоначальником современной философии является Гобсек.
Не всякая форма различения есть противоположность -
каждый момент противоположности должен быть Всеобщим.
Религия, как известно, взяла в себя содержание греческой философии.
Значит, в целом религия занималась природой
всеобщего, то бишь Бога и его реализацией во внешнем
существовании.
Одним моментом она удерживает
всеобщее как Бога, другим – эмпирическое
единичное.
Присмотритесь к средним векам, они занимаются вопросом, как бог реализует себя в любом эмпирическом
единичном явлении; это основная проблема, и разгадка, откуда появился реализм и номинализм.
Номинализм держится за Единичное, а реализм, наоборот - за Всеобщее.
Религия взяла противоположности в тождестве как Единичное и абстрактное Всеобщее и тащилась с этим вплоть до Возрождения, когда начинается расшатывание , неудовлетворительность Единичного конечного Бытия; а не в том Возрождение, что они махнули рукой и сказали - да здравствует природа.
Только пошатнув момент единичной эмпирии можно пошатнуть и момент абстрактной Всеобщности.
Новое Время начиная с Декарта и Бэкона уже во всю делает эту работу.
Какой бы ни был Бэкон для нас эмпирик, он уничтожает эмпирию.
Он приводит таблицы перехода Единичного по инстанциям индуктивного аналитического движения и приводит к результату - разложению эмпирии - богу.
Он сам раскрывает тайну, что становится с
эмпирией, если её касается рассудок
- чувственно единичное исчезает в бытии
Бога.
Можно сказать, что рассудочная экзегеза, пройдя все фазы, приходит к двум
противоположным моментам, а это и означает выход за пределы самой экзегезы.
Чтобы овладеть содержанием философских произведений рассудок недопустим, т.
к. он использует экзегезы.
До сих пор экзегезами стараются сохранить философию Маркса и Энгельса:
истолкуют ее и не дай бог что-то внести от себя.
И наистолковывались - сколько марксистов, столько и марксизмов.
Философская истина основоположников должна выступить как разумно определенная в ней самой, в ее содержании.
То есть, мы должны знать содержание, выраженное в разумной
форме, а разумную форму – диалектическое мышление - как присутствующую в самом содержании
- это и есть диалектический метод в самом содержании.
Поэтому нужен не пересказ, как Шеллинг шел от одного к другому, что имеет место у Куно Фишера и у всех советских авторов, да еще путем произвола: одно опускается, другое нет.
Поскольку сам исторический процесс философии раскрыл свое субстанциональное содержание как отношение мышления и Бытия, мы и должны отправляться от этого: выяснить как выступает это отношение в философии Шеллинга.
Такое рассмотрение, прежде всего приводит к выводу, что философия Шеллинга состоит из 3-х этапов, а не 5, 6 или 9 как насчитывали Фишер и другие.
При этом этапы не совпадают с
внешним явлением его философии, ее временной последовательности.
Рассмотрим для иллюстрации этого момента, что такое семья.
Откройте работы Харчева и компании и увидите, что это - двое разного пола и прирост.
Но это абстракция семьи, ни к чему не имеющая отношения.
Отбрасывая предпосылки семьи мы попадаем в рассуждательство о семье:
должна ли она распадаться в коммунистическое формации или наоборот, весь народ должен быть единой семьей.
Мы не можем начать рассмотрение семьи с ее собственных определений так как это сложное образование.
Можно исторически указать, что с того-то момента начинается
такая-то форма семьи; но без рассмотрения владения, собственности, если она
выступила на сцену, и др.
определений, которые сначала вроде и не имеют отношения к семье, но тем не менее без них нет семьи.
Парадокс для рассудка удивительный: ясно, что никакого владения,
собственности и т.
д. до семьи нет - кто же владеет?. И хотя исторически семья идет первой, диалектический метод запрещает рассматривать семью с ее самой.
Диалектический метод не просто нарушает историческую последовательность, а вроде ставит все на голову, но только для рассудочного мышления.
И если ставят на ноги, спросите, кто ставит.
Мы не навязываем этим схему и не следуем эмпирическому
материалу; первым этапом которого у Шеллинга является
субъективный идеализм или трансцендентальная философия, второй - объективный идеализм или натурфилософия, третий - философия тождества.
То что у Шеллинга носит название откровения, не отдельный этап, а завершение исходного пункта, переход начала в его
противоположность - переход трансцендентального идеализма в иррационализм, который выступил в
наше время под вывеской экзистенциализма. По содержанию вся буржуазная философия, в основном принадлежит миновавшим историческим формам
- расщепленная, изолированная и выданная за абсолютное, в качестве самостоятельного.
Нового содержания в ней не имеется.
Поэтому не вижу против кого бороться.
/5. XI. , 12. XI, и 19. XI. / пропуск.
|