ЭМПИРИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Мы имеем два значения и двойную
природу науки. От эмпирической
психологии польза так велика, что
можно надежно верить, что воспитание
останется недостаточным, пока эта
наука не превратится в ex professo /профессиональную/.
Но она не придет к совершенству пока
не изучается в Академиях на
профессиональном уровне. И хотя я
могу устраивать наблюдения над собой,
но когда отмечены соответствия, я
могу, но по аналогии, заключить о
другом. Внешние предметы я могу
ведать из явлений, а иного человека
лишь по аналогии с собой.
Во-первых, я должен
знать себя. - Сознание это первое что
я у себя замечаю. Это не особенное
мышление, а такое, под которым я могу
доставить остальные представления и
т.п.; это условие и форма, под которой
мы мыслим сущность или интеллигенцию.
Вся жизненная сущность
репрезентируется substantia brute /косной
субстанцией/ или интеллигенцией.
Сознание это главная и почти
единственная разница между
человеком и животным, но она так
велика, что ее ничто не заменит.
Многие животные действуют и создают
так искусно, что уподобляются
человеку, но все они без сознания.
Основные силы души
I Способность веданья
1.чувственная
2. интеллектуальная
а/ при поводе чувств
в/ без оных
II. Ощущения желания и
отвращения
III Вожделение -
способность детерминировать свои
силы по мере предвидения желания или
отвращения.
Все три делятся на
чувственно воспринимаемые и
интеллектуальные. Чувственность
состоит в рецептивности или
способности претерпевать,
интеллектуальность же состоит в
спонтанности.
Перевод
сделан по изданию
IMMANUEL KANT
VORLESUNGEN UBER
ENZIKLOPADIE UND LOGIK
BAND 1
Vorlesungen uber
Philosophische Enziklopadie
BERLIN 1961
------------------------------------------------------------------------
Перевод В.В.К.
(p)&(c)vispir2001
|