|
ЦИТАТЫ |
ТЕКСТЫ |
САЙТЫ |
Несчастное сознание есть
трагическая судьба достоверности себя самого.
Оно есть сознание потери всей существенности и в
этой достоверности себя и потери именно этого
знания о себе, - потери субстанции, как и самости;
оно есть скорбь, которая выражается в жестоких
словах, что Бог умер. |
Смерть Бога мы находим как нечто присущее ему самому таким образом, что отрицание имманентно его сущности, ему самому, и тем самым этот Бог именно и охарактеризован существенно как субъект. Субъект он потому, что в нем возникает это инобытие и посредством отрицания самого себя возвращается к себе, создает себя. На первый взгляд эта смерть кажется чем-то недостойным; по нашим представлениям, смертность есть участь конечного, и в соответствии с этим представлением смерть, если она связывается с Богом, есть лишь перенесение на него определения из сферы несоразмерного ему конечного; следовательно, при таком определении Бог не познается истинно, он как бы ухудшается определением отрицания. Этому утверждению смерти божественного противостоит то требование, что Бог должен быть постигнут как высшая сущность, тождественная только самому себе и это представление считается самым высшим и достойным - дух лишь в последнюю очередь достигает его. Если Бог постигается указанным способом как высшее существо, то он лишается всякого содержания - это самое ничтожное и очень старое представление.
Момент отрицания здесь, следовательно, имманентен божественному понятию, так как он существенно присущ его явлению. В других религиях сущность Бога определяется, как мы видели, только как абстрактное в-самом-себе-бытие, абсолютная субстанциональность его самого, здесь смерть не относится к субстанции, она считается лишь внешней формой, в которой Бог являет себя; совсем иное, если эта смерть есть нечто происходящее с самим Богом, а не только с индивидуумом, в котором он воплотился. В этом определении, следовательно, выступает сущность Бога.
Непосредственный Бог не есть Бог. Дух есть лишь то, что свободно в себе самом посредством себя самого полагает самого себя. Тогда он содержит момент отрицания. Отрицание отрицания есть возвращение в себя, и дух есть вечное возвращение в себя. На этой ступени примирение происходит следующим образом: зло, смерть представляется преодоленным, тем самым Бог возрожден, и в своем вечном возвращении к себе он есть дух.
ТЕКСТЫ
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ
The Hegel Society of Great Britain
Hegel Texts Online (J. Carl Mickelsen)
Kabbalah and Gnosticism
Letters to G.W.F. Hegel and Friedrich Schelling
Phenomenlogy of Mind
Logic: Part One of the Encyclopaedia of the Philosophical Sciences (1830)
Philosophy of Mind: Part Three of the Encyclopaedia of the Philosophical Sciences (1830)
Introduction to the Philosophy of History
Lectures on the History of PhilosophyResources for Studying Hegel's Phenomenology of Spirit
McTaggart's Studies in the Hegelian Dialectic (1896)
Resources on hegel.net.
Brief Illustrated Hegel Biography
Introduction to Hegel's Philosophy
Hegel's Philosophy of Nature
Interactive Study of Hegel's Phenomenology of Spirit
William Maker's "Why Hegel is not an Idealist"
Alphabetic Listing of Books by or About Hegel (over 600 titles)John McTaggart Studies in the Hegelian Dialectic
Josiah Royce's "The Hegelian Theory of Universals"
Paul Trejo's "Was Hegel a Christian or an Atheist?"
Paul Trejo's Summary of Hegel's Philosophy of Mind
The Hegel Entry in the Stanford Encyclopedia of Philosophy (Paul Redding)
A lecture on "Hegel's Logic of Desire"
Hegel by Hypertext
Hegel: Philosophy and History as Theology
A Brief Hegel Biography
Paul Ashton's Hegel Dictionary/Glossary and Hegel Page
Christensson's Guide to Philosophy (Contains a Hegel Entry)
IntroductionsAn Introduction with Quotes and Links
A Hegel site in Finland
French Hegel Site
Refoulement de l'hegelianisme et incomprehension du marxisme en Belgique au 19иme siecle
Hegel Resources in GermanKais Hegel-Werkstatt
The German text of Phenomenologie des Geistes
Meiner Publisher's List of available volumes of the academic edition of Hegel's works
Logik und Metaphysik (Leo Hemetsberger)
Dialektik - die Kunst der Gespruchsfuhrung und des Lebens (Annette Schlemm)
Edward Schramm's Hegel siteItalian Hegel Resource
A Hegel Resource in Esperanto
Marx' and Engels' Writings
Walter Benjamin Research Syndicate
Круг чтения в алфавитном порядке |