ЗНАКИ
Если
представлять язык просто как
означивание, то это позволяет
приступить к теоретико-информационной
технизации языка. Берущее отсюда
начало устроение определенного
отношения человека к языку самым
жутким образом осуществляет
требование Карла Маркса: дело в том,
чтобы изменить мир.
Узрят ли
наконец и признают ли пока не поздно
радикальную бесчеловечность
нынешней, вызывающей такие восторги
науки? Всесилие рассчитывающего
мышления с каждым днем все
решительнее бьет по самому же
человеку, лишая его достоинства и
превращая его в заменимую составную
часть чуждого меры «операционного»
мышления моделями. Наука организует
и институционализирует бегство
перед тем мышлением, что не
рассчитывает.
***
Самое
удивительное в греках древних
времен — их способность видеть все
подлежащее сказыванию уже в его
самозакутывании изнутри идущей
впереди упреждающей сдержанности.
Греки это умели, потому что язык их
— построяемый дом наличного
присутствия всего присутствующего
— ждал их, дабы им жить и строить в
нем. При воцарившейся ныне
оборотливости речей и писаний самое
трудное — это безыскусное, все
несущее на себе сказывание, и
труднее всего — слышать его, когда
оно еще где-то совершается. Из гор и
моря, из неба и острова, из света (о
котором даже и слишком много
говорят), допускающего, чтобы все
налично присутствующее пребывало в
своих границах, наконец даже и из
того, что дозволяет, чтобы были
светоносно-светлое и тьма, — вот из
чего должно постигать все искусство
и всякое знание.
***
Нынешний
Ренессанс Гегеля: господствующее
мышление затруднительно извлекать
из-под мельничных жерновов
диалектики. Эта мельница работает
теперь только вхолостую, потому что
отброшена основополагающая позиция
Гегеля —
его христианско-теологическая
метафизика, — лишь в ней одной
стихия и опора гегелевской
диалектики.
Остается
вопрос: можно ли вообще с помощью
марксистской диалектики, то есть в
принципе с помощью гегелевской
метафизики, удовлетворительно
мыслить индустриальное общество,
признаваемое сегодня первой и
последней реальностью — прежде она
именовалась Богом. Метод
диалектического опосредования
тайком прокрадывается мимо
феноменов (например, сущности
современной техники).
Проницательность сама по себе — это
вовсе не путь к тому, что еще
скрывается от нашего мышления.
Революция образа мысли, предстоящая
человеку, пока не подготовлена;
прилюдное обсуждение ее
несвоевременно.
Диалектика
— диктатура несомненности, о
которой не спрашивают. В ее сетях
испускает дух любой вопрос.
***
Ложное
мнение, будто рациональное и
рационализация (снятие чар) сами по
себе рациональны, подсудно вопросу
об истоке ratio.
vispir^press 2003
|