ЗНАКИ

 

Если представлять язык просто как означивание, то это позволяет приступить к теоретико-информационной технизации языка. Берущее отсюда начало устроение определенного отношения человека к языку самым жутким образом осуществляет требование Карла Маркса: дело в том, чтобы изменить мир.
    Узрят ли наконец и признают ли пока не поздно радикальную бесчеловечность нынешней, вызывающей такие восторги науки? Всесилие рассчитывающего мышления с каждым днем все решительнее бьет по самому же человеку, лишая его достоинства и превращая его в заменимую составную часть чуждого меры «операционного» мышления моделями. Наука организует и институционализирует бегство перед тем мышлением, что не рассчитывает.

    ***
    Самое удивительное в греках древних времен — их способность видеть все подлежащее сказыванию уже в его самозакутывании изнутри идущей впереди упреждающей сдержанности. Греки это умели, потому что язык их — построяемый дом наличного присутствия всего присутствующего — ждал их, дабы им жить и строить в нем. При воцарившейся ныне оборотливости речей и писаний самое трудное — это безыскусное, все несущее на себе сказывание, и труднее всего — слышать его, когда оно еще где-то совершается. Из гор и моря, из неба и острова, из света (о котором даже и слишком много говорят), допускающего, чтобы все налично присутствующее пребывало в своих границах, наконец даже и из того, что дозволяет, чтобы были светоносно-светлое и тьма, — вот из чего должно постигать все искусство и всякое знание.

    ***
    Нынешний Ренессанс Гегеля: господствующее мышление затруднительно извлекать из-под мельничных жерновов диалектики. Эта мельница работает теперь только вхолостую, потому что отброшена основополагающая позиция Гегеля — его христианско-теологическая метафизика, — лишь в ней одной стихия и опора гегелевской диалектики.
    Остается вопрос: можно ли вообще с помощью марксистской диалектики, то есть в принципе с помощью гегелевской метафизики, удовлетворительно мыслить индустриальное общество, признаваемое сегодня первой и последней реальностью — прежде она именовалась Богом. Метод диалектического опосредования тайком прокрадывается мимо феноменов (например, сущности современной техники). Проницательность сама по себе — это вовсе не путь к тому, что еще скрывается от нашего мышления. Революция образа мысли, предстоящая человеку, пока не подготовлена; прилюдное обсуждение ее несвоевременно.
    Диалектика — диктатура несомненности, о которой не спрашивают. В ее сетях испускает дух любой вопрос.

    ***
    Ложное мнение, будто рациональное и рационализация (снятие чар) сами по себе рациональны, подсудно вопросу об истоке ratio.


 

vispir^press 2003




be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2002 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz