Паулю Йозефу Appia
(копия)
Берлин,
23. Июнь 1804
Многоуважаемый сударь и
друг, надеюсь Вы получите некое
представление о трансцендентальной
философии, о трудах Канта
и моих настолько отчетливо, каковым оно
может быть без
посвящения в саму суть дела. -
Это представление состоит в том,
что:
1. в отношении № 2 - верно, что обыкновенным
усилием внимания не обрести
сознания. Так и в обыденной бледной
рефлексии объективируем и этим себя
отчуждаем, и здесь возникает то,
что порицается в №1 как ложные проявления нашего духа
и заслуженно так именуются. - На этом пути мы никогда
не достигнем трансцендентальной
систематизации. Необходимо так же
отметить, что сознание
обретается в сознании
непосредственно, не
больше и не меньше.
2. в отношении № 4 и у Канта
эмпирия порицается. - Можно, по
крайней мере, предварительно, как
возможное принимать, что это
мудрость, в которой мы все
развиваемся: а
именно что эмпирия пребывает все
же высшей и последней, и что из
этого никто и никогда не выйдет; я
же говорю, что есть знание которое может
быть истиной или же заблуждением - это то, что
предлагает
Кант (включая
древность, к примеру, Платона,
Иисуса и целиком христианство, что и я
принимаю) . - Вести доказательство совершенно априори и
что только через априори открывается
смстематизация и очевидность нашего
знания - мы должны сквозь саму суть
дела подняться к
знанию априори над всем опытом. Для
этой цели оно должно, однако,
быть нашим основанием. -
К этим положениям ныне в Германии
слишком часто примыкают, но это
делает для таких субъектов, которые
способны знать и понимать лишь то,
что я написал в приложении, и столь
мало, сколь поймет иностранец. Ныне
можно, без ослепления патриотизмом,
пожалуй считать, что сказанное
вообще применимо и к прочим нациям
Европы, - реализация духа у них
еще более блеклая, рассеянная и
плоская, погруженная
в эмпирию еще глубже ,
чем у самих немцев, потому еще меньше
надежды, что система будет
воспринята. Поэтому,
уважаемый сударь и друг, сделав
подобный выпад, готов обьяснить
эти неправдоподобные суждения.
Фихте.
Афоризмы
о сущности философии как
Наукоучения.
1.
Вся философия до Канта
имела своим предметом бытие
(objectum, ens) - к примеру, в дуализме
само сознание как сознавание (духом,
душой и т.д.) бытия. Целью такой
философии было понимание
связанности случайно найденных определений
бытия.
2. Из невнимательности все
просмотрели, что не бывает бытия
вне сознания, и наоборот, не бывает
сознания вне бытия; что собственно
у-себя как объект философии и
сознания еще не было испытано; но
бытие + сознание, или сознание +
бытие = абсолютному единству,
которое должно быть по ту сторону
их разделенности. Кант и был тем,
кто сделал это великое открытие и
этим стал зачинателем трансцендентальной
философии. Колларий. Что этот
удивительный вопрос, как бытие
бывает в сознании или сознание
обретает бытие, которое через Influxus
physicus, Systema causarum occasionalium Harnonia praestabilita
(падение в физическое, случайные
причины гармонии системы(лат))
должен разрешиться, целое здесь не
отменяется тем что бытие и
сознание первоначально, а
потому не могут соединяться, но в
себе тождественны. -
3. Дополнение. Однако,
несмотря на кардинальное изменение
предмета философии,
все еще сохраеяется старая задача -
сделать понятной связь случайных
определений основания обьекта.
4. Здесь так же сохраняется
возможность искать достоверное
основание в эмпирическом
наблюдении которое описывается из
некого производного единства,
основанного на эмпирических
данных, а потому не может
называться строго научным, философия же то, что (по
№ 2) пребывает трансцендентальной.
Таковой
и является философия Канта -
5. Неоходимоо поступать так,
что бы первоначальное единство
бытия и сознания (№ 2) было в том,
что оно у себя и независимо от
раскола на бытие и сознание, а не то, что
представляется и воспринимается. - (Я
называю это единство разумом,
логосом, как в Евангелии Иоанна, то
есть знание, не смешанное с сознанием, и
это глубочайшее. Противостоящее же
сознанию бытие всегда
раздролбленное.
Поэтому систему Наукоучения следует
называть логословием, которое должно
излагаться и
становиться понятным, но этому
предшествует долгая
подготовка через абстрактнейшую
спекуляцию). Если продумывают это единство
и правильно излагают,
то становится ясно,
почему оно распадется на бытие и
сознание, и более того, почему уже в этом
распадении
определенным способом происходит
дальнейшее распадение: и все это совершенно
априори из
рассмотрения этого единства без всякой помощи
эмпирического восприятия. Так
поистине понимается, что все в одном и
одно во всем, это и есть задача
философии. Именно
таковой она является как
Наукоучение.
Пояснительное
дополнение.
Последующее
распадение, касающееся бытия и сознания,
так же рассматривается в наукоучении.
Сам разум есть нечто совершенное, и только
в единстве с
сознанием способен воспринимать случайное бытие
данное лишь для сознания. То что
изучается наукоучением находится
чувственным и сверхчувственным
сознанием. Так сверхчувственное распадается - по
непредставленному здесь
доказательству - на религиозное и моральное
сознание, в обращении же к бытию
обретаем Бога и нравственные
законы. С другой стороны
чувственное распадается на
социальное и натуральное, что
обнаруживается в законах
права и природы. Наконец,
именно как результат абсолютного (то
есть бесконечного, никогда
неисполнимого) распадение в
сознании, которое как абсолютно
распавшееся бытие есть
природа, раскинутая по
бесконечному пространству, и сознание пронизывающее бесконечное время.
Но таково разделение
пространства и времени вне себя, так как чистое бытие и чистый разум находит место лишь
в сознании. И все же сознание с
такими законами и результатом
отнюдь не обман, так как оно не есть
бытие, и не есть разум вне сознания.
Из этого же основания мы никогда не
сможем сознание и его результаты
исполнить в жизни. Мы
можем и должны знать, что эти
результаты имеют силу не в себе, а
охраняют нас от чюдовищной путаницы
и противоречий, которые издавна
возникают из ложных предположений.
Фихте.
|