3. ДЕЛЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В СООТВЕТСТВИИ С
ПОНЯТИЕМ АБСОЛЮТНОГО ДУХА (ДЕЛЕНИЕ СОГЛАСНО ЭТОМ'
ПРИНЦИПУ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА И ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ)
 

 
Итак, мы выше рассмотрели противоречия философии ис-
тории Гегеля и обнаружили, что они оказываются объективны-
ми для Гегеля - он по объективным причинам не может рас-
смотреть исторический момент своей собственной системы или,
другими словами, судьбу своей собственной философии, хотя,
как мы видели, ему в общих чертах было ясно в каком направле-
нии будут развиваться события.
Все содержание предыдущих глав было посвящено как раз
тому, чтобы показать, как философия Гегеля изживает свою
судьбу, как третий момент абсолютного духа развивает свою
объективность. И мы видели, как развитие этой объективности
формы философского разума оказалось тесно связанной с исто-
рией коммунистической идеологии.
 
Учитывая теперь тот факт, что третий момент абсолютно-
го духа - философский - уже имеет в лице истории коммунизма
свое объективное, историческое бытие, мы можем и должны дать
более строгое деление всемирной истории, чем это был в состо-
янии сделать Гегель. Мы должны здесь проявить большую „свя-
тость", чем сам „папа Римский", т.е., приложить более последо-
вательно принцип философии Гегеля, чем это сделал он сам.
Необходимо отбросить, как несоответствующий философии и
принцип аналогии с возрастами человека, и принцип расчлене-
ния истории на основе развития политико-правовых форм. В
основу деления всемирной истории должен быть положено по-
нятие абсолютного духа. И в соответствии с последним всемир-
ная история совсем ясно делится на:
 
1. Древний Восток и Античность - период раскрытия разу-
ма в форме искусства;
 
2. Христианская история - период раскрытия разума в фор-
ме религиозного представления;


234


3. Коммунистический период мировой истории - раскры-
тие разума в его чистой, научно-философской форме (только в
моменте объективности);*
Древний Восток должен быть исключен в качестве самос-
тоятельного момента всемирной истории, т.к., этот период есть
существование духа еще в неразумном, до-разумном виде. Восток
должен браться как прелюдия к становлению прекрасного Гре-
ческого духа. Искусство, как мы знаем, характеризуется именно
тем, что духовное, всеобщее содержание выражает себя в еди-
ничной форме. Сама единичная форма искусства, следовательно,
требует от нас того, чтобы принцип художественного разума был
реализован в духе только одного народа, а не нескольких и этот
народ - греческий.
Принцип религиозности, будучи со стороны формы более
всеобщим, уже справляется с единичностью созерцания, перехо-
дя к особенности представления. Эта особенность определяет и
его историческую манифестацию. Христианская религия раск-
рывает себя в истории как история нескольких особенных наро-
дов - преимущественно западноевропейских.
  Философский принцип всеобщ по своей форме и по своему
содержанию. Именно эта всеобщность формы определяет то, что
и в своем историческом бытии он манифестирует себя как ми-
ровая коллизия. Коммунизм затрагивает, в той или иной степени,
почти все цивилизованные народы и провоцирует конфликт не
--------------------
* Думается, что нет необходимости доказывать, что в коммунистической истории философская форма раскрывает себя исключительно со стороны объективной, т.е., внешней. Коммунистическому сознанию, т.о., не достает самого главного - самого момента абсолютности. Т.е., на коммунистической почве мы уже находим философский разум - мы видим как поклоняются Гегелю, диалектике, философии вообще большевики, но дать что либо
большее, чем поклонение, дать само понимание того, чему поклоняются, большевики не в состоянии. И мы видели, как понимание появляется аж в 70-80-х годах в деятельности Линькова. философский разум, т.о., есть скрытая
движущая сила коммунизма и всей этой эпохи, но для самой этой эпохи ее
истинный смысл остается недоступным. Именно в этом проявляется только
объективный характер развития философии. Ей недостает момента субъективности, т.е. понимания. Философский разум присутствует как некий чувственно данный предмет - „объект".
 
235
 
локального, а мирового масштаба, нашедший выражение в двух
мировых войнах.
Здесь уместно добавить, что, поскольку в коммунистичес-
кую эпоху свою тотальность развивает философский момент,
то, естественно, что два остальных момента абсолютного духа -
искусство и религия - оказываются им первоначально подавлены.
Внося коррекцию в деление всемирно-исторического мате-
риала в соответствии с развитием самого понятия, т.е., прида-
вая этому материалу еще более „гегелевский" вид, чем эта был
по историческим обстоятельствам в состоянии сделать сам
Гегель, необходимо сказать, что и другие особенные сферы фи-
лософской системы, связанные с историей, теперь также могут
быть расчленены более разумно, чем у Гегеля. Так, например,
философия искусства более логично делится на:
 
1.Искусство в определенности самого искусства (здесь
должны рассматриваться древневосточное и античное искусство
или символическая и классическая форма искусства);
 
2. Искусство в определенности религии. (Христианское ис-
кусство или романтическая форма);
 
3. Искусство в сфере определенности философского разума.
(Здесь необходимо рассматривать все современное искусство,
которое лишившись религиозного содержания, вырождается в
формализм, натурализм и промышленный дизайн. Как идейно
насыщенное здесь может рассматриваться только коммунисти-
ческое и нацистское искусство.)
 
Тот же самый принцип необходимо приложить и к истории
философии. У Гегеля история философии делится на: Греческую
философию; философию Средневековья; Новую философию.
.Именно здесь мы видим, как Гегель вмещает раскрытие разума
в его чистом философском виде в рамки самой христианской
эпохи, деля последнюю на Средневековье и Новое время. Но это
деление нужно признать историческим, которое было оправда-
но только в его время. Логическое, философское деление должно
состоять в следующем:

1. философия в определенности формы искусства - Гречес-
кая философия;
 
2. философия в определенности религиозной формы:
 
а) философия в чистой религиозной определенности - фи-
лософия Средневековья;
 
б) философия в процессе снятия формы религии и перехода
к собственной определенности - философия Ренессанса
и Нового времени. (От Декарта до Юма);
 
3. философия в своей собственной определенности или в
определениях разума:
 
а) Историческое возникновение разумной формы ( Кант-
Фихте-Шеллинг);
 
б) философско-разумная форма в ее чистоте и необходи-
мости (всеобщность мышления как научной системы:
Гегель);
 
в) Систематическая форма знающего себя разума в момен-
те объективности;
 
аа) Система абсолютного идеализма в рамках марк-
систской идеологии;
 
бб) Реакция на систему абсолютного идеализма со сто-
роны христианского сознания, выраженная в ирра-
ционалистических формах философии и позитивист-
ских учениях - вся, так называемая, „современная
западная философия". (Сюда же нужно отнести и
представителей русской религиозной философии).
При рассмотрении всех этих современных течений
самым существенным является показ того, как ир-
рационализирующий и позитивистский рассудок со-
держит в себе истинные разумные определения и
как он движется к снятию своей ограниченности.

vispir^press 2003
  PETROPOLIS



be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2002 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz