5. XII. 1986


    В прошлый раз мы рассмотрели развертывание противоречия отправляясь от того, что пространство в себе, как абстрактное вне себя бытие природы есть одновременно отрицание. Но момент снятия пространством себя оказывается для представления трудным, поэтому рассмотрим и другой способ развертывания противоречия пространства, который происходит с такой же необходимостью.
    Для представления точка есть отрицательность вне пространства находящаяся. Но точка есть противоположность пространства, она есть само пространство в его собственной природе вне себя бытия, т. к. это вне себя бытие лишено определенности и именно вследствие этого пространство и есть точка.  Соответственно этому, мы еще должны поправить представление, что первой отрицательностью пространство является не точка, а линия. А плоскость - отрицание отрицания, то есть отрицательное отношение к себе. На языке Гегеля это означает, что через плоскость мы впервые получаем понятие пространства. Точка, или абстрактная неопределенность вне себя бытия пространства есть один момент абстрактной всеобщности в его собственной непосредственности. Линия - первое сущее отрицание пространства. Но пространство не сводится ни к точке, не к линии - это одностороннии моменты пространства. Пространство начинает выступать как нечто определенное в себе, насколько оно может допускать себя по своей природе, как плоскость. Поверхность вновь возвращается к точке. Мы получаем точечную пространственность, замкнутое пространство, как говорит Гегель, единичное пространство. Это и есть тотальность пространство в его собственной определенности, дальше ему развиваться некуда - оно исчерпало всю свою определенность - понятие пространства налицо как конкретное единство противоположностей. Что бы убедиться, что именно это имеет здесь место, я воспользуюсь вторым вариантом развертывания определенности пространства.
    Можно начинать не с пространства как точки, которая выступает здесь как первое и утвердительное, а начинать с пространства. Это правда и превратилось в догму для представления. Ошибки Ньютона и Ляйбница - Кант выпадает из этого. В таком случае что же будет первой отрицательностью пространства как положительного, утвердительного - поверхность. Второе - то есть отрицание отрицания или отрицательное отношение к себе - точка. Через точку возвращаемся к той же тотальности пространства - единичную всеобщность или всеобщую единичность. При том такую всеобщность,
где различие содержится уже в этой всеобщности. В первом моменте нет различия, во втором - только различие, в третьем различие оказывается внутренним самого первого момента. Значит действительно имеем здесь понятие пространства - налицо единство противоположностей, насколько это присуще абстрактной определенности пространства. Выясняется важный момент пространства в своем процессе оно не просто переход от одной различенности к другой, потому что отрицательность пространства, если следовать первому моменту развертывания его необходимости, выступает прежде всего как точка, и дальнейшего определения точки. Значит все что мы имеем в точке, линии и поверхности, это есть развертывание отрицательности пространства. Ясно, что если пространство есть определение внешности, то и определенность эта отрицательность внешняя.
    Но есть здесь пункт сложнее - отрицательность, выступающая в моментах развертывания пространства, она одновременно оказывается таковой, что есть не только внешняя определенность для себя бытия, но и определенность для себя.     Вдумайтесь: ведь отрицательность не удерживается в моментах  точки, линии, поверхности. То есть отрицательность не совпадает целиком с внешней определенностью пространства и выходит за пределы всех его моментов. Не точка, линия или поверхность есть то, что втягивает в процесс, наоборот - они оказываются содержанием, если угодно материей пространства. А вот отрицательность, форма этой материи, содержания, есть единственное, что движет всю определенность и развертывание пространства. Больше того, оказывается, что отрицательная форма пространства есть не только пребывающая в моментах пространства, но и выходящая за его пределы. Отрицательность не только дает бытие пространству, но и губит его втягивая в процесс. А пространство как процесс и есть время
 - снятое бытие пространства. Возвращение поверхности в первоначальную точечность пространства вовсе не означает возвращение к той же точки, эта точка уже различенная в себе, то есть точка как пространственное противоречие. Более определенно, время и есть отрицательность пространства положенная для себя, то есть вышедшая за наличное бытия пространства и выступившая в отношение с собой. Истиной пространства оказываются не моменты пространства которые его реальность, а отрицательность этих моментов и самого пространства. То что в пространстве есть отрицательного - есть истина пространства. Отрицательность эта поистине неблагодарна - осуществила свою некоторую определенность через наличное бытие пространства и покинула его. Она пользуется своей определенностью в той мере, в какой эта определенность позволяет осуществить бытие отрицательности. Отрицательность присуща пространству, но выходит за его пределы определенности и тем губит, снимает пространство - время это пространственное бытие по своему генезису, предпосылке, материалу, который предшествует определенности времени. Но время есть снятие пространства, а значит всякая определенность пространства и неопределенность свелась к непосредственности. То есть время есть прежде всего непосредственное снятие пространства. В первом моменте время есть отрицание отрицания пространства, это хотя и дает утвердительное, но такое где различенность хоть и присутствует, но не выступает непосредственно как самостоятельный момент. По этому время и выступает прежде всего как непосредственное бытие снятия пространства. Значит кажущееся неподвижное вне себя бытие пространства выступает теперь как становление вне себя бытия, становление внешности природы - время является более развитой определенностью чем пространство. В пространстве эта отрицательность выступает таким образом, что моменты его кажутся самостоятельно существующими, даже в своей границе оно оказывается устойчивым существованием. Во времени наоборот, поэтому время и есть непосредственное становление внешнего или становление вне себя бытия. Каждый момент выступает здесь как различие, но тут же исчезает и далее вновь выступает как различие. Значит эти моменты утвердительного и отрицательного, различия и единства, выступают как преходящие и притом в форме внешнего. В этом и состоит отрицательная мощь времени, становление и есть эта мощь, оно не дает ничему устоять - ни положительному, ни отрицательному.
    В связи с этим присмотримся, что происходит с вещами во времени. Рассудок подсовывает самостоятельную реальность время и вещей, как он делал то же в отношении пространства. Но если они самостоятельные реальности, то они равнодушны друг к другу, но рассудок тем не менее заявляет что время губит вещи. Но вещи преходящи не потому, что они находятся во времени, а потому что они сами временные.
    Не время, как внешняя отрицательность для вещей губит их, а собственная отрицательность вещей губит их. Здесь имеем момент тождества и момент различия. Пространство и время являются чувственными определенностями, это выражение означает, что оба - конкретное тождество. Что пространство и время столь же причастны к вещам, сколь и не причастны. Вещи возникают и исчезают потому что они временны, преходящи. Нет такого времени которое было бы вне, порождало и гнало к уничтожению. Время возникающей и исчезающей вещи есть время самой вещи. Поэтому время тождественное с конечными вещами оказывается такой властью над вещами. Мы уже можем сказать, что время есть преходящее и последующее, своя собственная отрицательность и внешность. Именно собственная отрицательность вещей является отрицательностью времени в моменте тождества вещей и времени. Вот почему вещи как временные гибнут. Ну а само время как и пространство - в чем его необходимость? Отказываясь от познания необходимости времени мы отказались бы вт философского познания природы.
    Время властно над конечными вещами, реальностью, именно потому, что реальность - противоречие для себя бытие и для иного бытия. Противоположность конечной реальность - единство бытия и мышления, природы и духа. Выясним,  каково отношение времени к нему. Первое что следует сказать, это что время не властно над единством мышления и бытия - нельзя сказать, что единство мышления и бытие существует в пространстве и времени - оно абсолютная отрицательность всякой реальности и следовательно отрицательность вне себя бытия природы. Время властно над тем, что имеет относительную отрицательность в себе, то есть в чем отрицательность присутствует, но и выходит за пределы. Отрицательность в пространстве и была как время в себе, но поскольку пространство не могло дать полноту развития этой отрицательности, поэтому оно уступило место времени и превратилось в его момент. То же происходит с наличным бытием времени. Сколь присуще ему, так и выходит за его пределы, поэтому наличное бытие подчиняется времени через внутреннюю отрицательность этого бытия. Но диалектика мышления и бытия не протекает во времени и пространстве т.к. они являются абстрактной внешностью природы, как и абстрактной внешностью конечного духа. Значит отрицательность времени и пространства есть результат абсолютной отрицательности единства мышления и бытия. Не пространство и время порождают единство мышления и бытия, а наоборот. И это мы выяснили ранее, что конкретно всеобщее определенное в себе, является своим отрицанием и полагает себя как вне себя бытие. Конкретно всеобщее единство мышления и бытие само переводит себя во вне себя бытие и порождает пространство и время для своего вне себя бытия. Пространство и время являются порождением единства мира, собственной производной от абсолютной отрицательности. Абсолютная отрицательность всякой определенности природы и духа,
их единства, выступает благодаря этому отрицательностью себя самого и полагает себя во внешний мир и вместе с ним полагает пространство и время. 
    Теперь ясно, почему бытие Парменида не существовало в пространстве и времени, хотя все формации природы и духа существуют в пространстве и времени Так же у неоплатоников Плотина и Прокла первоначальное единое, как они определяют логос, не существует в пространстве и времени. Так же абсолютная субстанция Декарта,
Бог Спинозы и монада монад Ляйбница. Так же не существует в пространстве и времени единство мира в его материальности, ибо по Энгельсу и Марксу пространство и время являются формами всякого бытия, всякого в смысле эмпирической всеобщности, где берется совокупность, все наличное бытие, но не единство Вселенной. А отсюда и определение материи иное, нежели у мелко изучивших основоположников современных марксистов. Это не оформленное конечное материальное существование - такова она для представления. Можно для этого вывода быть слепым и мышления для этого вообще не надо - и слепые как зрением так и духом чаще всего натыкаются на это определение. 
    Есть один момент, который превосходит пространство, это связано с его измерением. Прежде всего мы установили, что время является отрицательностью пространства, но таким, где бытие и ничто взаимопереходят и образуют процесс непосредственной определенности. Время обнаруживает еще определенность в его 3-х моментах. В пространство мы имели двоякую определенность 3-х моментов: с одной стороны 3 измерения, как простейшее, с другой - линия, поверхность и само пространство как определенное в себе. Во времени повторяется почти то же, но в определениях вр
емени. Прежде всего выступают три момента времени: настоящее, прошедшее и будущее. Это определенность более развитая чем моменты пространства. Здесь моменты не просто разные, но и обнаруживающие определенное значение. С настоящим фиксируется бытие времени, тогда прошедшее оказывается снятое наличное бытие настоящего, а будущее - положенное небытие настоящего. Значит прошедшее имеет исходным пунктом бытие, которое становится или стало небытием, а настоящее по отношению к прошедшему - это снятое небытие прошедшего. Будущее есть небытие настоящего ставшее бытием. То есть, в трех моментах время имеем определенность с различием в себе. Настоящее - снятие прошедшего и чреватость будущего, прошедшее и будущее так же содержат эту двойственность налицо, за счет которой и существует время. Это противоречие, присущее каждому моменту времени и есть то, что заставляет определенность каждого момента времени выходить за свои пределы, и выход за эти пределы и есть длительность. 
    Длительность есть некоторое непосредственное, неопределенное, относительное снятие времени т. к. оно является лишь рефлексией по отношению к моментам времени, но не в себя.
    Длительность есть форма, позволяющая длиться противоположностям - великому и ничтожному, действительному и недействительному. Длятся неорганическая природа, планеты, пирамиды, непосредственность человеческого рода. С  другой  стороны длится само время в его моментах, само всеобщее единство мышления и бытия, абсолютная идея Гегеля. Длятся потому, что единство мышления и бытия не сводится к одному какому-нибудь абстрактному моменту - это высшая определенность себя, а раз она полагает себя как внешнюю себе самой, она позволяет своему наличному бытию предаться времени и в снятии своей собственной определенности находится одновременно и в длительности.
    Гегель говорит, что посредственность не только существует, но и обладает какими-то мыслями, и старается убедить мир и этим обретает длительность,
при этом не скромненькую, а уничтожающую все живое и духовное и низводит все до уровня своей посредственности, но Гегель не отвечает, почему она длится. А посредственность длится потому, что она есть посредственность в себе. Внешнее наличное бытие посредственности не страдает своей развитой противоречивостью, противоречием к своему понятию. Всеобщая природа в этом существовании не развита, в лучшем случае здесь момент. Внутреннее здесь всего лишь зародыш и вся определенность падает на внешность. Посредственность и есть прежде всего превратное вне себя бытие здесь только зародыш противоречия. Чем посредственней - тем длительнее существование. Например неорганическая природа длительнее органической, т. к. природа есть вне себя бытие и всеобщее  здесь в зародыше, как неразвитое, внутреннее, а правит внешнее - случай произвол, связь, зависимость, низкопоклонство и т. д.
    В развитой реальность развита не внешняя, а внутренняя определенность, и чем более развитая формация, тем более развито противоречие отношений внутреннего и внешнего, ее внешнего наличного бытие и ее всеобщего. Истинное длится потому то является истинным бытием, высшей формой всего существующего, а неистинное - потому что оно противоречие в себе. Как сказал Наполеон, великое и смешное совпадают или между ними один шаг. Только в абсолютно отрицательном единстве мышления и бытие мы находим исток всякой отрицательности. И не просто какая-то отрицательность гонит пространство, а это и есть наличное бытие абсолютной  отрицательности.
   Мы получили, что во время каждый момент обладает определенностью, а это значит, что каждый момент идет по пути отрицания себя. Удвоенность,
рефлексия,  это путь отрицательного единства двойственности каждого момента. А раз каждый момент идет к самоотрицанию, значит все три момента идут к отрицанию себя и значит время идет к снятию себя. Этот процесс самоснятия временен есть рефлексия в себя, отрицательность времени как рефлексия в себя. То есть как пространство перевело себя во время, так и время переводит себя в пространство.  Пространство в себе было процессом, а процесс времени будучи снятым, выступавший в исходной предпосылке как прошлое, будущее и настоящее, как полнота, тотальность, снятая выступает как пространство. То есть пространство и время как абстрактные определенности взаимопревращаются. То есть они в себе есть своя противоположность: пространство в себе - время, время в себе - пространство. Процесс, развертывающийся в переходе обнаруживает, что это не только в себе, но и положенная противоположность, а значит выявившееся непосредственное единство. И значит точка получает свою определенность исключительно во времени и наоборот, время получает свою определенность в пространстве. Это непосредственное единство времени и пространства есть место. Место покоящееся, отлично от других мест, но место и совершенно равнодущно к себе т. к. одно место не отличается от другого, значит это место сколь есть, столь и нет. Место оказываете своей внешностью, а это значит, что место в себе - противоречие пространства и времени. Вследствие равнодушности к своему иному место снимает себя - вот к чему приводит равнодушие и бездушие! Желая утвердить себя, оно оказывается переходящим в свою противоположность - это можно кругом созерцать в изобилии. 
    Итак, место есть противоречие, во первых это положенное тождество пространства и времени и в то же время положенное противоречие. Единое отношение оказывается тождественным в себе и противоположным, а это означает движение. 
    Начав с внешней природы движения имеем нечто в данное время в данном месте, а если оно находится в данное время в данном месте, то оно не находится в другом времени и месте и т. д. И посему оно столь же находится в данном времени и месте, сколь и нет. То есть, движение есть положенный процесс противоречия пространства и времени, где пространство снимает себя как и время полагающее себя своей противоположностью, но лишь для того, что бы вновь снять себя. То есть движение есть развертывание противоречия пространства и времени и снятие его, то есть оно противоречие в его реализации.
    Только в движении мы имеем дело с истинным пространством и временем в тех пределах, до которых мы дошли. Движение есть снятие дурной бесконечности взаимоперехода пространства и времени. До сих пор мы видели развертывание определенности пространства и времени, и их отношениях друг к другу. В пространстве мы становления не видели, там в лучшем случае становление в себе -  время же есть становление вне себя бытия. А движение становится отрицанием отрицания становления. Становление времени сняло становление в себе пр
остранства - становление движения подвергло отрицанию становление времени. Получаем отрицание отрицания становления, значит и само становление подвергается отрицанию, отрицая себя. Но моментами становления выступали пространство и время, места и движения. Снятая форма становления и приведшее себя в непосредственное единство, в результате становление и есть материя.
    Присмотревшись к материи, не найдете ни пространства, ни времени, ни  становления. Внешне выступают определения - непроницаемая, сложная и т.п. Мы подошли к самому мистическому с т. зр. воинствующего материализма. - Материя оказалась результатом развития отрицательности пространства и последующих форм. Ужасно! Пространство и есть абстрактная всеобщность вне себя бытия, а материя - самоотрицание этой абстрактной всеобщности вне себя бытия. Значит абстрактное сотворяет из себя конкретное.
    Здесь необходимо рассмотреть два пункта. Рассматривая внешнюю определенность материи можно обнаружить, что они имеют сходство с определениями, которые мы имели уже в рассмотрении. Сложность и простота, к примеру, один из моментов пространства - определенности, прерывность и непрерывность, что кстати не исчерпывает всей природы пространства Непроницаемость фиксирует моменты для себя бытия, но не могущей быть без бытия для другого. Налицо опять два момента пространства - прерывность и непрерывность и моменты полученные во времени. То есть определения материи мы имели в процессе развертывания пространства и времени.
    Второе, это мнение современной философии, что движение от абстрактного к конкретному сводит к односторонним моментам процесса развития и делают его не философским. К примеру от примитивного к сложному, от уродов к нормальным. Мы уже рассматривали односторонность эволюции и эманации, движение от абстрактного к конкретному - это не движение от чувственной абстракции к чувственной определенности, а движение от абстрактного единства бытия и мышления, как внутреннего понятия всего сущего, к его определенности. Отнюдь не пространство и время сотворили материю, а абсолютная отрицательность единства мышления и бытия, вследствие собственного противоречия и процесса определили себя через пространство и время и т. д., к материи. Материя есть результат самоотрицания, самополагания, самоопределения. Самоопределенность всеобщего не существует до времени и до материи, т.к. оно не является пространственно-временным. Мистика наступает тогда, когда относим единство бытия и мышления в определения пространства и времени. И тогда временное и пространственное должно породить временное и пространственное, и с другой стороны прыгая от чувственно воспринимаемого в сущность этого. Потому и паралогизм, что нет перехода от всеобщего к единичному и наоборот
- независимо. Какой момент делается исходным, он выставляется абстракцией, поэтому и остается прыгать. Но если мы хотим мыслить, а не прыгать, то первым содержанием материи должны взять всеобщность и непосредственность, то есть то же, с чего начали мы.
    Материя и есть истина всех определений пространства и времени, места и движения - она самая развитая определенность, отрицательность своих моментов. Отсюда и вывод: нет пространства без движения, и наоборот, нет времени без движения и наоборот, нет движения без материи и наоборот и тд. То есть все моменты нашего процесса, оказываются, имеют своим отрицательным результатом материю. Именно потому что моменты отрицательности пространства и времени, места и движения, не только развивали свою определенность, но и подвергали себя отрицанию, но потому их собственная определенность, отрицательность и выступает в качестве положительного определения материи.
    Все что мы рассмотрели до сих пор, оказывается присущим материи, и она результат, во что разрешается как определенность, так и отрицательность предыдущих моментов. И никакого другого способа рассмотрения материи быть не может. Материя есть неизмеримо конкретная в себе самой определенность, по сравнению с пространством, временем, движением и местом. А начинать надо с самых абстрактных определенностей материи. Можно делать это сознательно, а можно и бессознательно. Насколько я в курсе дела, определить материю как процесс, за последний 30 лет у нас нет, а совершается бессознательное отношение к этому важнейшему моменту.


 Petropolis

vispirpress 2003

 

 

be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  о 2002 vispirDESIGN All Rights Reserved.

Hosted by uCoz