ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ ЛИНЬКОВ

ДИАЛЕКТИКА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ


2.XII.1987

Мы установили, что изменения в индивидуальной душе протекают в виде ступеней возраста, реальная же противоположность достигается в отношении полов. Далее мы рассмотрели пробуждение души, которое связано эмпирически с состояниями сна и бодрствования. Этот момент оказался для нас самым главным, так как оказалось, что смена сна и бодрствования не уходит в дурную бесконечность, а наоборот, в этом взаимопереходе впервые стало проявляться единство противоположностей, то есть всеобщее этих односторонних моментов.
    В смене состояний сна и бодрствования мы впервые получили развитую определенность субстанции и субъективности, которая присутствовала и в смене возрастов, и в отношении полов, а достигла определенности только здесь. И получив это всеобщее единство, отличающее себя от непосредственного бытия души, мы этим и получаем ощущение. На этом мы с вами и остановились, зафиксировав, что ощущение это есть, если идти по процессу происхождения, выступление самого способа ощущения - разделение первоначально неразличенной всеобщности индивидуальной души, ее сущности, субстанционального единства. Если же брать способ ощущения как выступивший момент, следует сказать, что ощущение есть различение природной души на ее субстанциональность и для себя бытие.
    Для себя бытие есть категория всего что существует в природе, обществе и мышлении, только содержание этой категории везде различно и соответствует ступеням. Если брать развитую форму для себя бытия, то это рассудок и разум, основанием чего выступает кратко  Я, единство самосознания. А в ощущении, как способе природной души, об этом для себя бытии речь идти не может. Но нам важно зафиксировать, что вместе с ощущением впервые выступает необходимость в ступенях развития души эта простейшая, примитивная форма для себя бытия. То есть ощущение есть первоначальная форма генезиса всех форм духовной деятельности человека - оно достаточно сильно отличается от предшествующих ступеней души.
    Мы остановились на содержании ощущения, рассмотрим далее и форму ощущения, которая не есть нечто пассивное как она представляется в нашей литературе. Формация ощущения для нас важна потому, что в ней впервые происходит формирование того, сто дальше выступит как сознание. То есть мы имеем дело с зародышем сознания в форме ощущающей души. В этом важность момента.
    По содержанию ощущение часто сводят, что оно  что то ощущает в качестве вне существующего. На этом стоят учения английских, французских и русских материалистов - есть внешнее, оно ощущается - так и возникает ощущение. Но предпосылкой этого положения является то, что ощущение есть субъективная пустая форма и потому достаточно иметь что то вне ощущения в своей определенности и вводить это в пустую форму ощущения. Но это предпосылка ложная. Возьмем, для примера, более развитую и доступную форму - взгляд чувственно рассудочного сознания на мир.
    Кто не знает, что существует внешний мир и индивид к нему как то относится, усваивает и т.д. Красивая и понятная концепция, но здесь субъективное полагается как имеющееся. А когда рассудок исходит из имеющегося и потом пытается доказать его происхождение - тут и начинаются злоключения рассудочного мышления. Но правда ли что внешний мир есть как нечто данное? Вопрос простой и коварный, и если по существу посмотреть, то ясно, что внешнего мира как данного не существует.
    Мне на этом факультете пришлось не раз вести полемику, правда в другой форме, по поводу пресловутой предпосылки, что якобы диалектический материализм исходит из первичности объекта и вторичности субъекта. Но это та же предпосылка, но иная по содержанию - на ней построена вся несуразность современного псевдофилософствования.
    Итак, действительно ли внешний мир исходным образом существует как внешний мир? Внешний мир есть, а все субъективное должно последовать. Но для кого он внешний, если еще нет субъективного? Значит он может быть внешним для себя самого как внешний - но внешний не может существовать для внешнего, иначе остается что внешний мир есть внешний для его внутреннего или находящегося вне этого мира и предшествующего ему. Здесь раскрываются все исторически возможные варианты теизма, деизма, дуализма - все разновидности абсолютного первоначала и находящиеся вне мира и предшествующего ему или сидящего