1. 4. 88

Исходным моментом философии  Шеллнига является философия Канта и Фихте. Первая философская работа, еще до окончания университета, "О возможности форм философии вообще" - это пересказ по форме и содержанию статей Фихте о науке, где впервые и вопреки Канту ставится вопрос о необходимости систематической формы философии. Затем последовала работа "О Я как о принципе философии " и другие, которые не выходят из рамок философии Фихте.
    В 1797 Шеллинг публикует "Идеи к философии природы", в 1798  - "О мировой душе". В этих работах Шеллинг использует положение Канта из работы "Метафизические начала естествознания", где речь идет прежде всего о необходимости в природе притяжения и отталкивания, и Шеллинг делает только одно: непосредственные эмпирические явления природы, поставляемые естествознанием подводит под определения притяжения и отталкивания. И тем не менее работа "О мировой душе" привлекла внимание Гёте, благодаря которому он сразу становится профессором философии в Йене. 
    В 1799 выходит "Набросок системы философии природы", это лучшая его работа по философии природы. Здесь Шеллинг пытается отказаться от подведения эмпирических явлений под данные определения -  он делает попытку мыслить природу и выражать определения природы в определениях мышления.
   В 1800 - "Система трансцендентального идеализма", где вновь развивается т. зр. Канта и Фихте. А в 1801Т выходит работа составляющая поворотный пункт в философии развитии Шеллинга и которая является началом, да собственно и концом того значения которое принадлежит Шеллингу в истории развития философии: эта работа - "Изложение моей системы философии". У нас она не переводилась и судя по всему в ближайшее время не будет. В 1802 году основные положения этой работы, где по существу излагается философия тождества, еще раз вкратце резюмируются в работе "Бруно" И наконец в 1809 Шеллинг публикует последнюю работу  - "Философское исследование о сущности человеческой свободы". Почему он прекращает публикации - станет ясно дальше. Хотя писал он вплоть до кончины и последние 4 тома из 14, каждый около 1000 страниц, занимает "Философия мифологии и откровения, где трактуется очень о многом. . . 
    Что бы понять, что представляет собой история развития Шеллинга, необходимо вкратце вспомнить, что дала философия до Шеллинга. - Философия Нового Времени с Декарта или даже с Бэкона занималась по существу только одним вопросом - в чем должно быть единство природы и духа, мышления и бытия. По линии метафизики это единство устанавливалось в Боге , в эмпиризме же - в бесконечном многообразии конечных существований природы, что и перекочевало в нашу отечественную мысль и чем до сих пор гордятся как величайшим достижением. Суть этого решения проста: мышление есть - аналогично как это происходит с окисляемостью металлов или горением - свойство. Позиция до отвратительности примитивная и бессмысленная: мышление здесь поставлено в ряд с явлениями природы. Больше того, делалась попытка из явлений природы вывести М: то есть мышление должно было выступить явлением производным от явлений природы. . . 
   Но независимо от направления поисков философии Нового Времени, следует сказать, что вся возня метафизики и эмпиризма сводилась к тому, что они были заняты определением содержания отношения мышления и бытия. Об этой односторонности философия Нового Времени не могла даже догадываться. Но удивительно другое, что эта односторонность в наши дни под названием онтология с помпой преподносится как новейшее достижение современной философии. Здесь вновь выдвигается односторонность содержания и выдается за единственный предмет философии. Ограниченность этого рассмотрения отношения мышления и бытия впервые была осознана Кантом. Его не удовлетворяло то что метафизика и эмпиризм лишь постулировали и выставляли в качестве аксиом: что единство мира , природы и духа имеется или в Боге или в явлениях Вселенной. Кант потребовал что бы это единство было оправдано мышлением. 
    С Канта начинается иная фаза развития философии - исследование формы отношения мышления и бытия, природы и духа. Что удалось Канту мы рассмотрели. Далее Фихте, опираясь на достигнутое, достигает систематического развития формы отношения мышления и бытия. Он сделал все, что можно сделать, рассматривая всеобщее в форме субъективности. Можно сказать, что если диалектика мышления должна трактоваться как ее трактовал Фихте, то та определенность формы мышления является классической формой диалектики мышления как субъективной деятельности. Стараясь из высшего принципа развить все определения мышления, которые по Фихте, должна одновременно быть определениями бытия, он разрабатывает философию, разумеется в себе, которая является отправным пунктом дальнейшего движения в лице Шеллинга и Гегеля.
    По Фихте, началом выступает чистая деятельность абсолютного Я, о котором ничего определенного сказать нельзя. Когда начинаем определять абсолютное Я оно теряет чистоту. Но коль абсолютное Я, вследствие своей деятельности с необходимостью идет к тому что бы полагать себя как свое иное, свое инобытие, как не-Я - тут и разворачивается два момента.
    Пока не-Я выступает определяющим для Я - имеем дело с реальным основанием всех наших представлений - то есть бытие определяет сознание, объект является определяющим для субъекта. А в практическом разуме, воле, происходит обратное -Я должно определить не-Я - Я здесь выступает идеальным основанием всех наших представлений и даже определенности самого предмета. 
    Абсолютное Я и есть единство реального и идеального оснований. То есть абсолютное Я и есть определенное решение основного вопроса философии об отношении мышления и бытия. Абсолютное Я Фихте есть единство мышления и бытия в форме субъективности, есть снятая действительность внешнего мира. 
    Через разработку систематической формы единства бытия и мышления в сфере субъективности, Фихте с необходимостью пришел к тому, что реальное и идеальное являются не производными или исходными, а таковыми, основание чего есть ни то и не другое, а единство того и другого. То есть не противоположности являются изначальными, а единство, лежащее в основании этих противоположностей. То есть Фихте впервые пришел к гениальной мысли о том, что единое, если оно должно быть первоначалом, должно само раздваивать себя на противоположности. Весь процесс в "Наукоучении" и сводится к тому что абсолютное единое начало раздваивает себя на реальное и идеальное, на мышление и бытие, на объективное и субъективное и через все формы теоретического и практического отношений вновь идет к этому высшему единству. Это и послужило исходным пунктом для философии развития Шеллинга.
    Философия тождества Шеллинга, которая занимает место в истории развитии философии, имеет свое начало именно в этой идее Фихте. Или проще говоря, Фихте дал философию тождества в форме субъективности. Поэтому задача дальнейшего развития философии была в том, что бы освободится от этой субъективности как односторонности: что бы тотальность субъективной формы мышления соединить с субстанциональным содержанием внешнего мира. Это и есть то, что совершает Шеллинг в своем философском развитии. Насколько ему удалось реализовать, это мы узнаем в конце нашего краткого рассмотрения.
    Итак, философская эволюция Шеллинга, как я уже перечислил по далеко не полному перечню работ, представляет противоречивый ход. Не было бы ничего проще - как это делают к примеру в рассмотрении русской философии - последовать хронологии и рассказать, что он сочинял и думал. Так у нас поступают буквально во всем: хронология есть, явления исторические воспроизведены, - говорят это и есть наука. Но даже элементарнейшая наука выявляет закономерности, а не просто дает хронологически явления. 
То, что философская наука начинается с отказа от хронологической последовательности, установлено уже давно. Для этого достаточно поставить простой вопрос: а какая хронологическая последовательность у закона? Когда речь идет о явлениях, в которых реализуется закон - то вопрос оправдан. Но попробуйте определить закон через фундаментальные определения пространства и времени и мы получим обратное: не закон, а явления, которые имеют отношения к этому эмпирическому закону. А в философии вообще речь идет о таких законах, которые не встретим ни в одной формации, природной или общественно-духовной. 
 - Если исследование следует законам - оно должно отправляться не от хронологии - фактов, явлений, событий - а от закона этих явлений, через которые только и достигается познание.
    Значит в основание рассмотрения философии следует поставить нечто определяющее ее любую философии, а это и есть основной вопрос философии. Если есть модификации и метаморфозы отношения мышления и бытия, значит есть и история развития у данного философа.
    У Шеллинга мы обнаруживаем работы, посвященные трансцендентальному идеализму, и мы уже убедились по фил Канта и Фихте что это является классической формой субъективного идеализма, хотя иного нежели у Беркли, Юма, Маха и т. д.
   С другой стороны, Шеллинг создал работы трактующие природу как предмет философии. И речь идет не о том, как мы познаем природу, а что собой представляет природа как предмет философского познания. И здесь имеем дело с традиционной формой, моментом, в истории развития философии. Философия природы предполагает что природа есть нечто объективно существующее и это не т. зр. субъективного идеализма, а значит сталкиваемся здесь с предметом противоположным по своему определению предмету трансцендентального идеализма, где течь идет исключительно о выяснении субъективной деятельности мышления.
    В философии тождества Шеллинг осознает, что трансцендентальный идеализм и философия природы являются односторонними и приходит к выводу, до конца правда не осознанному, что трансцендентальная философия и философия природы по существу не являются философией, потому что одна останавливается на трактовке природы, а другая на мышлении в моменте субъективности. Значит в одном случае выступает односторонность в объективном, во втором - односторонность в субъективном.

  /по техническим причинам 2/3 лекции незаписано/


  

круг чтения

библиотека

галерея

спиридон

форум почта

  © 2007 vispir^DESIGN All Rights Reserved.  

 

Hosted by uCoz