12.V.89

    Философия Шеллинга и Гегеля большей частью представляют собой то, что я вам дал как понятие философии. Именно в этих двух учениях исторически всеобщее содержание философии приходит к своему понятию - поэтому рассмотреть это легко. А что касается антропологической философии Фейербаха, то я ее уже в главных моментах рассмотрел во введении и по мере рассмотрения, и вам остается прочитать беллетристические небольшие по объему работы Фейербаха.
    Итак, философия Шеллинга (1775 - 1854).
    Оставил после себя по публикациям сына 14 объемистых томов. Теперь в западной Германии собираются издавать едва ли не 40 томов. Это будет в высшей степени интересно для историков, как интересно скажем сто томное собрание Маркса и Энгельса или триста томов Ленина. Но поскольку где есть история там нет понимания - нас это должно мало беспокоить: максимум историчности есть минимум понимания.
    Итак, основные работы - поскольку философской системы у Шеллинга нет. Первое: "Набросок философии природы". - Я не просмотрел нового издания Шеллинга, но если эта работа не включена, то это величайшее варварство. Далее "Система трансцендентального идеализма", "Изложение моей системы философии", диалог "Бруно", "Философия искусства" и "Философское исследование о сущности человеческой свободы" - все остальное у Шеллинга самостоятельного значения не имеет.
    В общем виде философия Шеллинга представляет начало выхода за пределы субъективности абсолютной формы. Так вся метафизика с Декарта и эмпиризм начиная с Бэкона были заняты содержанием. В эмпиризме это очевидно, а в метафизике Бог и выступает содержанием как высшее единство всякой всячины.
    Именно Кант начинает разработку формы: какой должна быть форма мышления, что бы заполучить истинное содержание. Современная же философия представляет собой докантовскую метафизику, а это возьня с любым случайным содержанием без внимания к истинной форме - налицо пустой субъективный формализм мышления.
    Фихте сделал эту форму абсолютной настолько, что самоопределения формы должны были выступить определениями всего сущего в его всеобщих моментах. - Основная мысль Фихте состоит в том, что абсолютное Я есть абсолютное самосознание, абсолютное единство бытия и мышления, субъективного и объективного, реального и идеального. Это самосознание должно быть таким, что бы была снята противоположность самосознания и сознания и должно выступить их единство, которое и есть разум, который и является единственно истинным способом бытия и познания этого бытия. - То есть разумность природы должна выступить для разумного способа мышления: этим было заложено положение в себе о разумной сущности Вселенной. И это возврат к положению Анаксагора - опосредствованный гигантским историческим развитием - что сущность Вселенное есть разум.
    У Фихте самоопределение абсолютного Я выступает различение реального и идеального, субъективного и объективного. И затем процесс их относительного отношения должен был привести к абсолютному Я вновь. - Эта основная мысль  Фихте и выступила исходным пунктом всего философского развития Шеллинга. Независимо от времени мы должны у Шеллинга фиксировать три ступени по понятию философии. Первая - трансцендентальный идеализм, вторая - философия природы, третья - философия тождества. Собственно третьей ступенью Шеллинг и представляет собой этап в развитии философии. - Рассмотрим как он к этому пришел.
    Итак, трансцендентальный идеализм - здесь я прежде всего буду фиксировать то, чем эта работа отклоняется от учения Фихте. Сам Шеллинг объявляет что принцип его есть принцип "Наукоучения" Фихте, и по содержанию мы ничего не находим более того что содержалось у Канта и Фихте. Важно то что Шеллинг в этой работе делает попытку утвердить две философские науки.
    Шеллинг начинает, как Кант и Фихте, с опыта: есть сознание и предмет, субъективное и объективное. Рассматривая это Кант и Фихте старались найти основание опыта, а Шеллинг говорит, что поскольку во всяком знании есть оба момента, то необходимы две философские науки. - Если удерживается момент объективности - то получаем философию природы, если субъективное - трансцендентальный идеализм. И формально логически это последовательно.
    Но природа кажется тем же предметом для естествознания и для философии - это тот пункт на котором свихнулся диамат: дальше отождествления единичного предмета он не идет и если спросите чем он отличается от естествознания, то он вынужден будет признать свою философскую нищету - у него ничего нет кроме того что он заимствует у естествознания и ворует из исторических форм философии.
    По Шеллингу естествознание занято рассмотрением природы: рассмотрением связей и законов явлений. Но знание на этом, по Шеллингу, не может удовлетвориться, так как есть еще одна сфера - духа, интеллекта. А потому встает вопрос, а какова эта определенность природы в отношении к интеллекту. - Рассмотрение того как природа должна превратиться в интеллект и есть философия природы.
    Природа и интеллект - два способа существования чего то единого. По Шеллингу природа в себе есть мышление, интеллект - или как выражается Шеллинг: даже мертвая природа есть окаменевший интеллект. Здесь вспомните Фихте: абсолютное Я есть единство субъективного и объективного, мышления и бытия. А далее выступает предмет и сознание, и независимо что сознание представляет в этом не-Я - философское мышление знает что эти Я и не-Я имеют одно основание - потому не-Я имеет ту же определенность что и сознание находящееся в отношении к не-Я и наоборот.
     Абсолютное Я, по Фихте, есть чистая деятельность и только через действие оно начинает созерцать Я. То есть абсолютное Я  действует и созерцает свою деятельность - это и есть то, из чего возникает самоограничение абсолютного, распад на бытие и мышление. И это делает исходным моментом Шеллинг: не-Я есть противоположный способ существования той же определенности что есть и у Я, так как основание едино. Не-Я здесь реальное основание, Я - идеальное, а абсолютное Я - их единство. Если вы не забыли метафизики Нового Времени, то можно догадаться, что через разработку тотальности субъективности формы произошло и восстановление самого содержания метафизики Нового Времени.
    У Декарта протяженность и мыслительная субстанции являются лишь противоположными по форме существованиями одной и той же субстанции Бога - а здесь происходит восстановление этого содержания в форме субъективности. Значит эта форма не была абсолютным заблуждением раз из себя пришла к содержанию на которое натыкалось метафизика даже не занимаясь природой мышления. И это в высшей степени поучительно в качестве исторической формы движения формы и содержания философии.
    Итак, природа это окаменевший интеллект - какая поповщина и мракобесие... А идеализм здесь состоит только в том, что не признается метафизическая мертвая противоположность природы и духа. Но если природа не есть зародыш духа - неоткуда духу и взяться. Только не надо понимать этот дух как часть, элемент природной структуры - это в себе есть строгое определение неразвитости диалектического процесса начала.
    Если философия должна исследовать как природу так и дух, то следует бессознательная смутная, природная тенденция естествознания двигаться в этом направлении. И на высшей ступени развития природы - в мышлении человека - она впервые возвращается к себе. Значит только в разуме и через разум раскрывается абсолютное единство природы и духа, реального и идеального и выступают единые законы. И это все восходит к Фихте: у не-Я и эмпирического Я нет другого закона кроме закона абсолютного Я.
    Истинный же закон сам в себе должен иметь реальность. Разрабатывая всеобщее единство природы и духа классическая немецкая философия впервые начала определять само это единство и через это определение - как конкретное всеобщее единство в нем самом - она раскрыла всеобщие законы всего сущего.  И наоборот, только раскрывая всеобщие законы природы и духа классическая немецкая философия раскрыла единую реальность, которая не исчерпывается ни природностью ни человеческим духом. - Все явления природы и духа должны снять себя как покрывала скрывающие эту всеобщую единую реальность. То есть природа сама идеологична: она всегда показывает изнанку, не то что есть - вспомните "Баядеру" Гете. Значит чем мы дальше продвигаемся к духу, мышлению - тем больше разлагается покрывало природных явлений и выступает интеллект.
    Вопрос о форме мышления, который поднял Кант, отнюдь не второстепенный - именно определенность бытия, как мы убеждаемся, и связана с определенностью содержания. И весь вопрос в том, случайная или нет эта определенная форма от которой связана случайность и не случайность определенности содержания. - Необходимость форм мышления с необходимостью толкает каждого индивида на случайное содержание, так как иное содержание ему недоступно. А Фихте разработал момента истинного мышления, хотя исторически неизбежно односторонне.
    Противоположная дисциплина философии природы - трансцендентальный идеализм - исходит из субъективного, Я, интеллекта. И если философия природы рассматривает как природа становится интеллектом, как объективное становится субъектом - то здесь необходимо рассмотреть, как субъект объективирует себя. Это и есть исходный пункт трансцендентального идеализма.
    Это впервые разработал Фихте и к этому подходили Декарт и Кант. Это форма обусловливающая свое содержание и наоборот - Я есть Я. Закон формальной логики А=А является лишь копией этой абсолютной деятельности Я, так как А=А есть покой и посредством этого познать Я=Я нельзя, а наоборот - можно.
    Второй момент у Шеллинга, как и у Фихте, различение на субъект и объект - а следовательно абсолютное самосознание снимает себя и выступает как отношение сознания и предмета. И наконец третий момент - их относительный синтез. То есть Шеллинг дотошно воспроизводит все три момента принципа Фихте как основания философии.
    Но встает проблема, как же познавать то, что само является основанием и принципом философии. То есть необходимо познать принцип философии до того как выступила сама философия, ибо она и есть развитие этого принципа.  Но как можно иметь дело с мышлением если его нельзя познавать как предмет? Поэтому диамат и не справляется с трансцендентальным идеализмом. И во введении мы видели, что содержание философии существует только для философии и в философском мышлении, как и философское мышление существует в качестве определения этого философского содержания.
     То есть Фихте и Шеллинг выставляют важнейшее положение о нераздельности мышления и бытия если мы хотим иметь дело с началом философии. Понятиями, под которыми Шеллинг понимает рассудочные представления, познать это невозможно, так как в них фиксируется то абстрактная всеобщность как тождество себе, то особенность или единичность - и все изолированно. 
    
    


  

круг чтения

библиотека

галерея

спиридон

форум почта

  © 2006 vispir^DESIGN All Rights Reserved.

 

Hosted by uCoz